ТУШЬ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ТУШЬ

Тушь китайская

(Chinesische Tusche, Encre de Chine, Chinese or Indian ink) ≈ черная акварельная краска, употребляемая для рисования и черчения, а в Китае, Японии и Корее также для письма. Изобретение ее приписывается китайскими авторами некоему Тиен-Чену, жившему с лишком за 2 1/2 тыс. лет до Р. Х. Приготовляется Т. из самой лучшей сажи и клея; доброкачественность Т. очень много зависит и от тщательности работы и искусства фабрикантов. Изделия некоторых из них могут сохраняться в течение многих столетий. Рецепты, которыми руководствуются китайские фабриканты при изготовлении Т., и самые приемы работы обыкновенно держатся в глубочайшей тайне и даже передаются из поколения в поколение исключительно устно. По сведениям, заимствованным из сочинения Jametel'я "L'encre de Chine, son histoire et sa fabrication d'apr è s documents chinois" (П., 1882), сажа для Т. в Китае получается сожиганием елового дерева или некоторых растительных масел [В разных местностях Китая вообще как способы подготовки и выбор материалов для Т., так и частности в способах изготовления ее самой представляют различия.], обыкновенно масла из семян китайского масличного дерева (Dryandra cordata), далее конопляного, кунжутного, масла из семян капусты и бобов (в Су-Чеу) и др. Дриандровое масло дает Т. особенно блестящего черного цвета, со временем становящееся еще темнее. При получении сажи сожиганием дерева при ограниченном доступе воздуха продукты горения проводятся через очень длинные трубы, в которых и оседает сажа, причем на выделку Т. употребляется только то, что осаждается в наиболее удаленных от топки частях трубы и представляет сажу наиболее тонкую и чистую, почти вовсе лишенную примеси смолистых продуктов сухой перегонки дерева. Масла, иногда с примесью каких-нибудь др. веществ, сожигаются в маленьких глиняных лампочках, снабженных светильней. Лампочки ставятся в корыта с водой, по 20 штук в каждом. Сажа садится на поверхности глиняных конусов, которые помещаются над лампами, и по временам с них снимается. Необходимо при этом старательно наблюдать за тем, чтобы к саже не примешивались продукты сухой перегонки масла. В помещении, где стоят лампы, не должно быть ни малейшего движения воздуха. Получаемая сажа протирается через тонкое сито и сохраняется в сухом месте. Клей для Т. берется шубный, выделанный из бычьей кожи, или рыбий, а лучше всего смесь их обоих в пропорции 1 к 9, и приготовляется специально с особенной тщательностью, при чем к нему прибавляются в качестве консервирующих и ароматизирующих веществ камфара, мускус и т. п. Количество примешиваемой камфары доходит до 2% от веса Т. Приготовленное из сажи и клея тесто формуется в шары. Шары эти высушиваются, потом несколько раз попеременно кипятятся в водяной бане и по охлаждении в течение часа растираются в ступках, разминаются и месятся на столах, пока масса не станет вполне однородной. После этого она прессуется большей частью в виде круглого или овального сечения палочек, которые штемпелюются и покрываются позолотой. В Японии для приготовления более простой Т. употребляется сажа, получаемая при сожигании соснового дерева или смолы, а для высших сортов ≈ при сожигании кунжутного масла. Смешение ее с клеем, обыкновенно шубным, производится вручную в больших круглых медных чашах с двойными стенками, в свободное пространство между которыми наливается горячая вода, чтобы воспрепятствовать затвердению клея во время мешки. К смеси тоже прибавляется камфара или специальная смесь ароматов, доставляемая из Китая, а кроме того, еще небольшое количество картамина (красное красящее вещество сафлора) для улучшения цвета. Хорошо вымешанная масса затем формуется в деревянных формах, и полученная Т. высушивается. Т. европейского изготовления вообще признается по достоинству далеко ниже китайской. Именно прежде всего цвет ее не такой глубокий и чистый черный, а с несколько буроватым оттенком, что яснее выступает при более или менее значительном разведении краски. Однако, по Ленеру (J. Lehner, "Die Tinten-Fabrication etc."), здесь все дело в качестве сажи, и если она вполне свободна от примеси смолистых продуктов сухой перегонки, то этого бурого оттенка цвета нетрудно избежать. Ленер рекомендует брать самую тонкую ламповую сажу, получаемую сожиганием керосина или очищенного скипидара и очищать ее прежде употребления в дело с помощью обработки азотной кислотой и кипячения с крепким раствором едкого натра. Из такой сажи и при надлежащей механической обработке приготовленной из нее массы, по словам Ленера, удается получать Т. настолько хорошую, что даже и знатоки не в состоянии отличить ее от настоящей китайской. П. П. Р. Δ .