Большой российский энциклопедический словарь
РОМА́НС (исп. romance), муз.-поэтич. произв. для голоса с инстр. (гл. обр. фп. и гитарным) сопровождением, важнейший жанр камерной вок. музыки. Популярен в России (назв.- с нач. 19 в.), в др. европ. странах - под разл. названиями. Р. наз. и нек-рые инстр. пьесы напевного характера.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
РОМА́НС -а, м. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. Старинные русские романсы. II прил. романсный, -ая, -ое (спец.). Романсная лирика.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
романса, м. (фр. romance). 1. Небольшое вокальное произведение для одного или двух голосов на слова какого-н. стихотворения с аккомпанементом одного инструмента (муз.).
В инструментальной музыке - небольшая пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера (муз.). 2. В различных средневековых западноевропейских литературах и в подражательной поэзии позднейших поэтов - лирическое любовное стихотворение песенного народного складка (лит.).
В испанской литературе - старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом (лит.).
Толковый словарь Ефремовой
м.
1)
а) Небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-л. других инструментов (гитары, арфы и т.п.).
б) Небольшая музыкальная пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера.
2) Лирическое стихотворение песенного народного склада (в различных средневековых западно-европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Романс в литературе
≈ небольшое эпическое стихотворение, которое в немногих чертах излагает событие, хотя и обыкновенное, но возбуждающее фантазию и чувство. Появившийся раньше всего в южных странах, Р. отличается живым изложением и яркими красками, между тем как баллада, принадлежащая северным странам, изображает преимущественно мрачное, серьезное, таинственное в природе и в человеческой душе. Название Р. происходит от слова romance, r о manzo, которое в романских странах обозначало народный язык (в противоположность латинскому), а также стихотворения, написанные на этом языке. Испанский Р. ≈ эпическая народная песнь с национальной окраской ≈ отличается наивной простотой изложения и большой объективностью (ср. Романцеро). На русском языке несколько испанских Р. обработано Б. Н. Алмазовым ("Стихотворения", М., 1874); Р. о Сиде (см.) переведены в "Западноевропейском эпосе" Петерсон и Балобановой (т. I, СПб., 1896). От испанцев Р. перешел в немецкую поэзию: Р. писали Гёте, Уланд, Шамиссо, Гейне и др. У французов слово Romance употребляется для обозначения чисто лирической любовной песни, а народные эпические песни древнефранцузской литературы носят название Lais. В том же значении термин Р. перешел в Россию, но, строго говоря, Р. называют у нас только такое лирическое стихотворение, которое переложено на музыку. У англичан Romances называются большие рыцарские романы и поэмы, а народные эпические песни обыкновенно называются балладами (см. соотв. статью). Ср. Milà y Fontanals, "De la poesia heroico-popular castellana" (Барселона, 1874); F. Wolf, "Ueber die Romanzenpoesie der Spanier" (в "Studien zur Geschichte der spanischen und portugiesischen Nationallitteratur", Берлин, 1859).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Романс в музыке
≈ вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. По форме Р. схож с песнью; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нем необязательна та квадратура, та четность тактов, которые преследуются в песне. В Р. допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия Р. должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. В Р. следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе. Р. развился из песни; это ≈ продукт новейшего времени. Шуберт, Шуман, Мендельсон, Брамс, Григ, Массне, Гуно ≈ лучшие представители Р. на западе. Из русских композиторов замечательные образцы в этом роде дали Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Рубинштейн. Р. пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано, и относится к разряду камерной музыки. Но он встречается и в операх (например, Р. Рауля в первом действии "Гугенотов"). Форма Р. перешла и в инструментальную музыку под названием "romance sans paroles": это ≈ пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие Р. пишутся для фортепиано или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом. Н. С.
Словарь иностранных слов
[фр. romance < гогпап романский]- 1) небольшое музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (иа фортепьяно, гитаре в т. п.); романсом часто называют инструментальные муз. пьесы (для скрипки, виолончели, фортепьяно), отличающиеся преобладанием мелодического начала; 2) небольшое лирическое стихотворение песенного типа, чаще всего о любви.
Этимологический словарь Фасмера
рома́нс
•род. п. -а. Из франц. rоmаnсе – то же, которое восходит через исп. rоmаnсе, ст.-франц. romanz к лат. rōmānice (Гамильшег, ЕW 770). Ср. рома́н.
Орфографический словарь Лопатина
рома́нс, -а
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
см. песнь
Украинский толковый словарь
рома́нс
-у, ч.
1. Невеликий словесно-музичний твір, перев. ліричного змісту, для голосу з музичним супроводом (фортепіано, гітари, арфи і т. ін.). || В інструментальній музиці – невелика п'єса наспівного мелодійного характеру.
2. Невеликий ліричний, перев. інтимного характеру вірш, покладений на музику.
3. діал. Роман ( див. роман I 2)).
Большой русско-английский словарь
муж.
муз. romance
м. song
(название инструментальной пьесы) romance
Русско-немецкий словарь
романс м Lied n 1b, Romanze f c
Большой русско-украинский словарь
сущ. муж. рода муз. романс -у
Русско-французский словарь
м.
romance
f
стар'инный ром'анс — vieille romance
Русско-испанский словарь
ром́анс
м.
1) romanza f
• сб'орник ром'ансов — romancero m
• ром'анс на стих'и ( + род. п. ) — romanza con versos de
2) лит. romance m
Русско-итальянский словарь
м.
romanza f
Русско-чешский словарь
romance
Русско-белорусский словарь
раманс
Русско-польский словарь
romans;
Русско-голландский словарь
рома́нс
m
lit. / muz. románce
Русско-грузинский словарь
მ. რომანსი:
• она спела р. მან რომანსი იმღერა.
Русско-узбекский словарь
романс м романс (ашулабоп кичкина лирик асар).
Русско-турецкий словарь
м
romans
Русско-латинский словарь
fabula [ae, f] cantica (mediaevalis);
Русско-эсперантский словарь Е. А. Бокарёва
romanco.
Русско-Эсперинг-Английский словарь - 10.600 русских слов.
romans, song- romance, song.
Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005
– небольшое стихотворение и музыкальное произведение лирического содержания для сольного пения с аккомпанементом. «Для романса характерна напевная мелодика, синтаксическая простота и стройность, законченность предложения в границах строфы, хотя все эти условия не абсолютны» (В.А.. Никонов).
Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005
– в испанской литературе лиро-эпическая поэма различного объёма, исполняемая под гитару. Обычно состоит из восьмисложных стихов с ассонансом в чётных строках. Твёрдая, но достаточно гибкая форма в силу отсутствия строфики. Древнейший вид творчества испанского народа. Самые древние Р. пограничные, потом героические. На первом месте в Р. выступает лирический и драматический момент, а не повествовательный. Отсюда его фрагментарность, недосказанность, пристрастие к диалогу.
Словарь поэтических терминов
небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.
РОНДО
(франц. rondeau – круг) – твёррдая форма; стихотворение, в котором в каждой строфе повторяется одна и та же строка, являющаяся в тоже время и началом стихотворения. Популярно в поэзии барокко и рококо, где состоит из 15 строк. В русской поэзии рондо трактуется более свободно.
Не лучше ль умереть, ты часто рассуждаешь,
Успехов в чём-нибудь когда не обретёшь;
И часто говоришь: возможно ли терпеть?
Не лучше ль умереть?
(А.А. Ржевский)