Евангелие вечное
(Evangelium aeternum) ≈ так называли, с половины XIII в., основанное на Апокалипсисе (XVI, 6) провозглашение вечного царства Св. Духа, совершенного богопознания и полной духовной свободы, долженствующего наступить после царств Бога Отца (ветхий завет) и Бога Сына (новый завет). Провозглашение это сделано аббатом Иоахимом, который был сначала монахом и настоятелем м-ря в Калабрии, позже основателем новой конгрегации (Ordo Florensis) и ум. в 1201 или 1202 г. Из числа приписываемых ему сочинений ≈ подлинных, вероятно, только три: "Praefatio in psalterium decem chordarum", "Concordantiа utriusque testamenti" и "Комментарий к Апокалипсису". Его мысли о церковной реформе и апокалиптические идеи нашли отголосок среди наиболее строгих францисканцев. Монах этого ордена, Герардин, составил в 1254 г. введение к трудам Иоахима в резко антиримском и даже антицерковном духе, озаглавленное: "Introductorius in Evangelium a eternum". Оно было осуждено папою Александром IV и сам Герардин приговорен к пожизненному тюремному заключению (1255). См. Renan, в "Revue des deux Mondes" (1866); Schneider, "Joachim von Floris und die Apokalyptiker des Mittelalters" (Диллинген, 1873); P r eger, "Das E. aeternum und Joachim von Floris" (Мюнх., 1874).