Большой российский энциклопедический словарь
ДОМОВО́Й, в верованиях славян дух-хранитель дома.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ДОМОВОЙ -ого,м. В славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух дома.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
домовая, домовое. 1. То же, что домовый (простореч.). 2. в знач. сущ. домовой, домового, м. По народному поверью - сверхъестественное существо, живущее в каждом доме.
Толковый словарь Ефремовой
м.
Добрый или злой дух, живущий - по суеверным представлениям - в доме.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtm än nchen, англ. Goblin) ≈ божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода или Чура. Различные названия Д. и место, ему отводимое, указывают на связь понятия о Д. с культом огня и почитанием предков. Поляки называют Д. выгорище , великоруссы ≈ дедушкой, хозяином , малоруссы ≈ дiдько, господарь , белоруссы ≈ падпечка , сербы ≈ ведогонь. Место Д. обыкновенно под или за печкой, как и германского кобольда. По польским поверьям, привязанность Д. к дому очень велика: даже после пожара он не покидает печи обгорелого жилья. Кроме избы, Д. поселяется в банях, овинах, винокурнях и пр. ≈ словом, везде, где есть печь, отчего его иногда и называют банником, подвинником и гуменником. Древняя вражда родов отразилась в поверьях о том, что чужой Д. ≈ лихой, тогда как свой ≈ добрый. Оттого в заговорах испрашивается защита от чужого Д. У великоруссов и литовцев Д. мстит за обиды сожжением избы. Ночью он стучит и возится, проказничает, душит ради шутки сонного. Д. ≈ покровитель домашних животных, отчего он и носит названия хлевника, сарайника, конюшника, табунника и пр. У него всегда есть любимая лошадь, которую он холит, чистит, заплетает ей хвост и гриву, подсыпает ей больше овса и пр. Подобно скандинавскому Тору, Д. ездит на козле, которого поэтому и держат при конюшнях. Д. редко показывается человеку, и то перед несчастьем, предостерегая хозяев. Его можно видеть в ночь на Светлое Воскресение или Чистый четверг в хлеву: он космат, но более этой приметы нельзя упомнить, так как он отшибает память. Зимою на снегу обозначаются его мохнатые подошвы. 30-го марта Д. бесится, 28-го января его закармливают кашей. См. "Поэтические воззрения славян на природу" А. Афанасьева (М. 1869, т. II); "Дедушка-домовой" в "Архиве историко-юридич. сведений, относящ. к России", изд. Калачева (кн. I, СПб. 1876); "Остатки верований и убеждений старого времени" ("Духовный Дневник", 18…
Полное определение слова «ДОМОВОЙ»