ЭРОС: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ЭРОС

Э́РOC,

Эрот .

• Любовь; у Платона и в платонизме побудит. сила духовного восхождения, эстетич. восторг и экстатич. устремлённость к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты.

Большой российский энциклопедический словарь

ЭРОС

Э́РОС (Эрот), малая планета (№ 433), диам. ок. 20 км, открыта Г. Виттом (Германия, 1898). Расстояние Э. от Солнца изменяется от 1,1 до 1,8 а.е., период обращения 1,76 года. Изучение движения Э. позволило уточнить параллакс Солнца и значение астрономической единицы.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ЭРОС

эроса, мн. нет, м. (греч. Eros - имя бота любви в греч. мифологии) (книжн.). Страсть, страстная любовь.

Толковый словарь Ефремовой

ЭРОС

м.
Бог любви (в древнегреческой мифологии).

Толковый словарь Ефремовой

ЭРОС

1. м.
Мистическое - по философии Платона - влечение к фантастическому миру "идей".
2. м.
Чувственная любовь; страсть.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ЭРОС

≈ малая планета (см. ст. Астероиды), открытая 14 августа 1898 г. Виттом в Берлине (на обсерватории общества "Урания") при помощи фотографии. Впоследствии оказалось, что Э. был сфотографирован до 20 раз в 1893≈96 гг. при фотографическом обзоре неба, произведенном в Гарвардской обсерватории. По своей орбите Э. занимает совершенно исключительное положение среди других малых планет. Перигелий его лежит между орбитами Марса и Земли. Поэтому планета может приближаться к Земле гораздо более, чем всякое другое светило. Параллакс Э. в самых благоприятных случаях достигает 1'. Это дает превосходное средство для определения параллакса Солнца, как непосредственно "тригонометрическим" методом, так и (что еще важнее) вычислением возмущений, производимых Землей в движении Э., и, следовательно, определением точной величины массы Земли (см. Параллакс). Яркость Э. в зависимости от расстояния изменяется от 7-ой до 14-ой звездной величины. Сопоставление элементов орбиты Э. ≈ см. Астероиды. В ряду других малых планет Э. предварительно обозначен был буквами DQ и затем получил ╧ 433 (см. Астероиды). Международная комиссия в Париже (август 1900) выработала план наблюдений Э. во время противостояния его в ноябре 1900 г. для определения параллакса Солнца. В работе этой приняли участие до 50 обсерваторий. Общая обработка наблюдений поручена Миллошевичу (в Риме). В феврале 1901 г. многими астрономами были подмечены весьма быстрые колебания в яркости Э. Период их равнялся 2 h 28 m , амплитуда изменений достигала 1 1/2 звездных величин. Через некоторое время эти колебания яркости затихли. Андрэ сформулировал гипотезу о том, что Э. состоит из двух астероидов, обращающихся на весьма близком расстоянии один от другого и поочередно затмевающих друг друга. По другой гипотезе, Э. имеет фигуру весьма неправильной формы и обращен к Земле то широким, то узким сечением. Подробнее об Э. см. статью Астероиды.

Словарь иностранных слов

ЭРОС

[гр. eros] - 1) то же, что эрот; 2) в идеалистической философии платона (см. платонизм) и неоплатоников (см. неоплатонизм) - мистическое влечение к фантастическому, сверхъестественному миру "идей"; 3) астр, одна из малых планет, по временам приближающаяся к земле на расстояние в 22,5 млн. км.

Орфографический словарь Лопатина

ЭРОС

`Эрос, -а (мифол.) и э́рос, -а (филос.; чувственное влечение)

Новейший философский словарь

ЭРОС

(греч. eros - любовь) - 1) мифологическое олицетворение любви и сексуальности, 2) персонифицированное обозначение сексуального инстинкта (сексуального влечения), инстинкта жизни и самосохранения. Как общее эмблематическое обозначение любви Э. получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве, философии и психологии (главным образом в психоанализе). В психологии 20 в. формирование представлений о существовании неких сил жизни и сексуальности осуществлялось под влиянием соответствующих философских идей (главным образом Платона и Эмпедокла). Наиболее систематически идею об Э. как персонифицированном обозначении сексуального инстинкта (влечения), инстинкта жизни и самосохранения разработали Фрейд и последователи его психоаналитического учения. Начиная с 1920 (с работы "По ту сторону принципа удовольствия"), Фрейд часто использовал понятие Э. В окончательной редакции Фрейд представил Э. как один из двух активных основных инстинктов психической жизни человека, обозначающий "любовь в самом широком смысле слова". По Фрейду, энергетическим потенциалом Э. является либидо - энергия всех сексуальных влечений (и в силу этого сексуализированная энергия психики вообще). Фрейд считал, что Э. противостоит Танатос (инстинкт смерти, влечение к смерти, инстинкт и влечение агрессии и деструкции) и что борьба этих сил является активным, фундаментальным и определяющим основанием жизни и психической деятельности человека. Согласно психоанализу, борьба Э. и Танатоса идет с переменным успехом, но исход ее, предопределенный природой вещей, может быть только один - в конечном счете, побеждает Танатос. Понятие Э. ныне активно и весьма часто употребляется не только в психоанализе и психологии, но и за их пределами. См. также Любовь, Секс. В.И. Овчаренко

Словарь по психоанализу

ЭРОС

бог любви, олицетворяющий собой созидательное начало, страсть, сексуальность.
В древнегреческих мифах Эрос выступал в качестве величайшего блага, объединяющей жизненной силы, одухотворяющего начала. Древнегреческие мыслители, включая Аристофана, Платона, Ариксимаха, соотносили Эрос с телесной и духовной любовью, с всепоглощающей разрушительной страстью и с творческой созидательной энергией.
В психоанализе понятие Эроса используется в нескольких значениях: сексуальное влечение или либидо, сексуальность как таковая, любовь в широком и узком смысле этого слова, инстинкт жизни.
В период становления и первоначального развития психоанализа З. Фрейд отдает предпочтение термину либидо. В книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и в предисловии к четвертому изданию «Трех очерков по теории сексуальности» (1920) он впервые вводит в свои размышления понятие Эроса. В первой работе основатель психоанализа одновременно апеллирует к либидо, либидозным влечениям и к Эросу, инстинкту жизни. По его мнению, стремление Эроса объединять все органическое во все большие единства заменяет собой то, что некоторые аналитики, в частности А. Адлер, называют «инстинктом совершенства». Либидо сексуальных первичных позывов можно было бы рассматривать как совпадающее с «объединяющим все живущее Эросом поэтов и философов». В этой же работе З. Фрейд писал о том, что Эрос действует как инстинкт жизни в противоположность инстинкту смерти и что при рассмотрении либидозного характера инстинкта самосохранения он отваживается на дальнейший шаг и признает «сексуальный инстинкт Эросом». В предисловии же к четвертому изданию «Трех очерков по теории сексуальности» основатель психоанализа подчеркивал, что ставшее необходимым благодаря анализу детей и так называемых перверсных взрослых расширенное понятие сексуальности является близким «к Эросу «божественного» Платона».
В работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) З. Фрейд сделал дальнейшие пояснения по поводу психоаналитического понятия либидо, любви и Эрос…
Полное определение слова «ЭРОС»
Словарь сексологических терминов

ЭРОС

— в Древней Греции — название стихийной, страстной влюбленности, направленной обычно на телесное, физическое обладание.