Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ХРИСТИА́НСТВО -а, ср. Одна из трёх мировых религий, основанная на культ" Сына Божия Иисуса Христа как Богочеловека и спасителя мира, возникшая в нач. 1 в. н. э. в Римской империи и существующая в трёх основных направлениях: православии, католицизме и протестантизме Исповедовать х. Принятие христианстве на Руси (988-989 гг.). II прил. христиан ский, -ая, -ое. * В христианский вид при вести кого-что (разг. шугл.) - привести ] надлежащий вид.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
христианства, мн. нет, ср. Религия, в основе к-рой лежит культ мифического Иисуса Христа как богочеловека.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ всемирная религия, первая в настоящее время по числу последователей (около 494 млн.) и по культурно-историч. значению своему и принявших ее народов, признающая себя откровением Единого в Троице Истинного Бога, Творца и Промыслителя вселенной, Спасителя и Освятителя людей. Основные черты христ. религии: 1) спиритуалистическое единобожие, углубленное учением о троичности Лиц в едином существе Божества. Это учение дало и дает повод к глубочайшим философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков все с новых и новых сторон (см. Троица); 2) понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог любы есть); 3) учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения ≈ свободная воля и божественная благодать; 4) учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании (будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный); 5) учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог ≈ безусловный Владыка материи, как ее Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить свое идеальное назначение; таким образом X., дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции ≈ дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. Поэтому оно 6) одинаково далеко как от материализма метафизического и морального, так и от ненавистничества по отношению к материи и материальному миру как таковым. Зло не в…
Полное определение слова «ХРИСТИАНСТВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Христианство в Абиссинии
≈ В Аксумском царстве X. появляется уже в IV в., хотя цари долго оставались язычниками. В торговое государство давно стекались и жители Южной Аравии, и греки, давно появились здесь и еврейские (см. Фалаша), и христианские общины; каждая из них стремилась к распространению на счет местных жителей. В иудейство обращаются некоторые области (напр. Самиен); в самом Аксуме X. в половине IV века находит доступ ко двору. Греческие жития и зависящие от них в данном случае эфиопские называют просветителями Эфиопии свв. Фрументия и Эдессия. Сохранилось послание Констанция к царям Абиссинии Аизане и Сазане, которых римский император называет "братьями почтеннейшими"; оно содержит предостережение против св. Фрументия, поставленного св. Афанасием Вел. в аксумские епископы; Констанций, как арианин, интригует против православного епископа. В то же время, если верить Филосторгию, Констанций отправил арианина Феофила в южные страны для упрочения арианства; он посетил и Аксумское царство. Однако как Аизана и Сазана, так и их ближайшие преемники Эла-Амида и Эзана (?) продолжали оставаться язычниками. Первыми царями, обратившимися ко Христу, абиссинцы называют Абреха и Ацбеха, а иностранные источники (Иоанн Ефесский, Малала, Кедрин и др.) говорят об обращении по обету какого-то царя Ксенодона (вер. испорченное των έξω Ίνδών) вследствие удачной войны с неверным арабским царем Димианом при императоре Юстине и о присылке последним еп. Иоанна паромонария с духовенством. Это известие не может быть принято в полном объеме и, вероятно, заключает в себе смешения и недоразумения. Во всяком случае, к VI в., по Косме Индоплову, "Аксум и вся окрестность" были строго христианскими; царь Элесвой (Έλεσβαας), называемый абиссинцами Калебом, предпринимает поход в Южную Аравию с целью отмщения иудействующим гонителям христиан. Аксумское царство было тогда южным оплотом X. Возможно, что между именами Элесвой и Эла-Ацбеха существует связь, тем более, что имя другого "просветителя", Абр…
Полное определение слова «ХРИСТИАНСТВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Христианство в России
≈ Х. в России среди славянского населения появляется не раньше IX в., в пределах же нынешней России оно восходит к III в.; существует даже легенда, которая связывает проповедь Евангелия с именем апостола Андрея. Начиная с III в. упоминаются несколько епархий в южных областях нын. России, занятых главным образом греками, но распространения X. внутри страны предположить нельзя. Только в IX в., со времени первого похода на греков Аскольда и Дира, начинается медленное проникновение X. в тогдашнюю Русь. Первым русским князем, принявшим крещение, был Аскольд. В войске Игоря было много христиан. В договоре Игоря с греками 944-го года уже различаются христиане-русы от язычников. У христиан есть в Киеве церковь св. Илии. В 957 г. крестилась вел. кн. Ольга; есть известие, что она распространяла X. среди народа. Но распространение X. встречало препятствия и вызвало даже гонения Святослава и Владимира. Известно предание о том, как Владимир усомнился в языческой вере и решил принять X., что и случилось в 988 г., после взятия Корсуни. Киевляне крестились охотно; это указывает на то, что здесь уже было много христиан. X. распространялось после того и в других местах, главным образом близ Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. Упорное сопротивление оно встретило в Новгороде, куда в 990 г. ходил митроп. Михаил с дядей Владимира, Добрыней. Здесь произошло крещение "огнем и мечом". Некоторые историки опровергают факт насильственного крещения Новгорода, но события позднейшего времени, напр. возмущение народа волхвами в XI в., говорят против них. Из Новгорода X. перешло в Ростов и Суздаль. Новая вера проникла еще в Муром, Полоцк, Владимир-Волынский, Луцк, Смоленск, Псков и т. д. Чем дальше от водного пути, тем X. было слабее и для своего торжества требовало еще много усилий и даже мученичества. Успехам X. содействовало больше всего раздробление Руси на уделы: князья разносили новую веру по своим уделам, и каждый стольный княжеский город становился местным центром X. В Рос…
Полное определение слова «ХРИСТИАНСТВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Христианство в Средней Азии
≈ X. проникло в Среднюю Азию из Персии, куда оно было принесено сирийцами; сирийский язык остался языком богослужения как у персидских, так и у среднеазиатских христиан. Принятие X. римскими императорами вызвало гонение на христиан в Персии и переселение части христиан на Восток; с 334 г. упоминается христианский епископ в Мерве. В V в. принятие персидскими христианами несторианства и разрыв их с Римом и Константинополем примирили с ними персидских царей; с тех пор распространение X. в Средней Азии было главным образом делом несториан, хотя в этом деле принимали некоторое участие иаковиты и, в меньшей степени, православные сирийцы (мелькиты). В несторианских синодах 410≈671 г. участвовали митрополиты и епископы Мерва, Герата и др. Распространение X. среди турков началось в VII в.; в том же столетии X. проникло в Китай (по-видимому, морским путем); памятник в Китае ≈ камень с китайско-сирийской надписью в Си-ань-фу (781). Несторианские общины были в Средней Азии и в период господства ислама; в Χ в. упоминаются христианские селения Вазкерд (в горах к Ю. от Самарканда) и Винкерд (около места впадения Чирчика в Сырдарью). В 1007 г. X. принял народ кераитов в Монголии; в XII в. была учреждена митрополия в Кашгаре, которой была подчинена также южная часть Семиречья. К XIII≈XIV вв. относятся христианские кладбища с сирийскими надписями, открытые в 1886 г. в Семиречье (около Токмака и Пишнека) и в 1902 г. в Кульджинском крае; несторианские селения существовали в Χ II Ι в. и в сев. части Семиречья. В начале XIII в. было много христиан среди кочевых найманов (в западной части Монголии) и оседлых уйгуров. Слухи о распространении X. на дальнем Востоке вызвали в Европе представление, что нашествия с Востока, которым подвергался мусульманский мир в XII и XIII вв., были делом христиан; получила широкое распространение легенда "о священнике Иоанне", будто бы соединявшем в себе достоинства царя и первосвященника. Христианские кераиты, найманы и уйгуры имели значительное влияние…
Полное определение слова «ХРИСТИАНСТВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Христианство у германцев
≈ Когда Феодосий Великий доставил X. положение государственной религии (392 г.), оно уже успело пустить глубокие корни среди народов, фактически независимых от Римской империи и даже враждебных ей. Отношения римлян и германцев слагались не из одних военных действий. С Рейна и Дуная, где жило многолюдное и культурное смешанное население, из таких центров умственной жизни, как Colonia Agrippina, Maguntia c um, Vindonissa, Aquae Aareliae, Castra Regina, Singidunum, Marcianopolis и др., в глубь германских лесов шла могучая культурная струя. Кроме оживленных пограничных сношений, существовали и другие пути воздействия римской образованности на германских варваров. На римскую службу поступали целые племена, а с I в. по Р. Х. два важнейших слоя римского населения ≈ войско и крестьянство ≈ постоянно стали пополняться варварами и особенно германцами (см. Поселения варваров). Немало германцев, проведших долгие годы на римской службе и вполне усвоивших образ мыслей и обычаи римлян, возвращались на родину и делались здесь ревностными пионерами римского просвещения. Большую роль в насаждении среди германцев римской культуры играли пленные, массами попадавшие после удачных войн на территорию империи; с другой стороны, немало римских провинциалов и солдат уводилось в плен готами, франками, бургундами и другими соседями империи. Насколько важное значение для распространения X. среди варваров могли иметь римские пленники, свидетельствует тот факт, что великий апостол готского племени Вульфила родился в семье пленных малоазиатских провинциалов. Пока X. находилось в положении гонимой веры, распространение его между германцами не могло быть значительно; но в IV в. оно делается государственной религией, и потому каждый варвар, приобщавшийся к римской культуре, почти неизбежно должен был получить наставление в новой вере, как существеннейшую часть этой культуры. В отношении империи к варварам с момента торжества X. над язычеством и союза римского правительства с могущественной христианской церков…
Полное определение слова «ХРИСТИАНСТВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Христианство у славян
≈ Х. у славян распространилось не одновременно: племена, жившие ближе к Византии или Риму, крестились раньше. На территории, занятой впоследствии славянами, X. могло появиться еще во времена апостольские (например на Балканском полуо-ве): но сами славяне начали креститься не ранее IX в., причем нельзя думать, чтобы это крещение охватывало всех до последнего. Совершалось оно не беспримерным каким-нибудь образом (как утверждают народные предания и легенды), а столь же просто и естественно, как и у прочих европейских народов. Необходимо иметь в виду и то, что в начале водворения X. было не столько внутреннее, сколько внешнее: было бы правильно лишь с Χ в. начинать христианизацию славянских народов со всеми ее следствиями. Главной причиной, тормозившей распространение X., было то, что христианство проповедовалось не на народном славянском языке, а на латинском (на западе) и на греческом (на востоке); далее, принятие X. грозило потерей политической самостоятельности, особенно если оно шло от Западно-Римской империи; вот почему прибалтийские славяне не хотели креститься (X. к ним пришло уже после потери ими независимости). Впрочем, не менее было опасно для самостоятельности славян и влияние Византии. Поворотным пунктом и вместе с тем средоточием в истории X. у славян является деятельность Кирилла и Мефодия. Создание славянской азбуки, перевод богослужебных книг на славянский язык, употребление этого языка в богослужении и вообще в культурных сношениях славян ≈ все это освобождало славян от духовно-религиозной зависимости. По различным причинам кирилло-мефодиевские предания не всюду могли свободно развиваться; с Χ в. славянство распадается на две группы ≈ православную и католическую, ≈ сильно различающиеся одна от другой в культурном отношении. Это культурное разделение славян с течением времени все увеличивалось; им-то и надо объяснять современную славянскую рознь. Из отдельных славянских племен ранее всех воспользовались трудами Кирилла и Мефодия мораване: до того времени он…
Полное определение слова «ХРИСТИАНСТВО»
Большой русско-английский словарь
ср. Christianity принимать христианство – to adopt Christianity обращать в христианство – to convert to Christianity
christianity