Христианство в Средней Азии
≈ X. проникло в Среднюю Азию из Персии, куда оно было принесено сирийцами; сирийский язык остался языком богослужения как у персидских, так и у среднеазиатских христиан. Принятие X. римскими императорами вызвало гонение на христиан в Персии и переселение части христиан на Восток; с 334 г. упоминается христианский епископ в Мерве. В V в. принятие персидскими христианами несторианства и разрыв их с Римом и Константинополем примирили с ними персидских царей; с тех пор распространение X. в Средней Азии было главным образом делом несториан, хотя в этом деле принимали некоторое участие иаковиты и, в меньшей степени, православные сирийцы (мелькиты). В несторианских синодах 410≈671 г. участвовали митрополиты и епископы Мерва, Герата и др. Распространение X. среди турков началось в VII в.; в том же столетии X. проникло в Китай (по-видимому, морским путем); памятник в Китае ≈ камень с китайско-сирийской надписью в Си-ань-фу (781). Несторианские общины были в Средней Азии и в период господства ислама; в Χ в. упоминаются христианские селения Вазкерд (в горах к Ю. от Самарканда) и Винкерд (около места впадения Чирчика в Сырдарью). В 1007 г. X. принял народ кераитов в Монголии; в XII в. была учреждена митрополия в Кашгаре, которой была подчинена также южная часть Семиречья. К XIII≈XIV вв. относятся христианские кладбища с сирийскими надписями, открытые в 1886 г. в Семиречье (около Токмака и Пишнека) и в 1902 г. в Кульджинском крае; несторианские селения существовали в Χ II Ι в. и в сев. части Семиречья. В начале XIII в. было много христиан среди кочевых найманов (в западной части Монголии) и оседлых уйгуров. Слухи о распространении X. на дальнем Востоке вызвали в Европе представление, что нашествия с Востока, которым подвергался мусульманский мир в XII и XIII вв., были делом христиан; получила широкое распространение легенда "о священнике Иоанне", будто бы соединявшем в себе достоинства царя и первосвященника. Христианские кераиты, найманы и уйгуры имели значительное влияние при дворе Чингисхана и его преемников в Китае, Средней Азии и Персии; о быте несториан в Монголии подробно говорит путешественник Рубруквис (1253 г.). В XIV в. с несторианством вступает в борьбу католическая пропаганда; возникают католические епархии в Пекине, Алмалыке (около Кульджи, см.) и Самарканде; вследствие развития торговли проникают в Среднюю Азию и христиане других исповеданий; на берегу оз. Иссык-Куль был армянский монастырь, в котором показывали мощи св. апостола Матфея. Успехи ислама и буддизма в XIV в. прекратили деятельность как несторианских, так и других христианских миссионеров. Кровавое гонение на христиан упоминается в 1338 г. (в Семиречье и Кульджинском крае), но оно продолжалось недолго; предание о насильственном истреблении остатков X. Тимуром не подтверждается письменными источниками. X. исчезло постепенно, вследствие прекращения сношений со странами христианской культуры, не оставив по себе никаких существенных следов, кроме алфавита сирийского происхождения, перешедшего от уйгуров к монголам и маньчжурам, и некоторых культурных слов. Литература. G. Oppert, "Der Presbyter Johannes in Sage und Geschichte" (2 изд., В., 1870); Zarncke, "Der Presbyter Johannes" ("Abh. der phil.-hist. Classe der k ön.-sä chs. Ges. der Wiss.", VIII, 1); Д. Хвольсон, "Предварительные заметки о найденных в Семиреченской области сирийских надгробных надписях" ("Зап. Вост. отд. Арх. общ.", т. I); D. Chwolson, "Syrisch-N estorianische Grabinschriften aus Semiretschje, nebst einer Beilage über d. tü rkische Sprachmaterial dieser Grabinschriften von Dr. W. Radloff" (СПб., 1890); его же, "Syrisch-Nestorianische Grabinschriften aus Semirjetschje" (Neue Folge, СПб., 1897); его же, "Сирийско-тюркские несторианские надгробные надписи ХIII и XIV стол., найденные в Семиречье" ("Восточные заметки", СПб., 1895); J. Guidi, статья в "Zeitschrift der Deutschen Morg. Ges." (т. XLIII, стр. 388≈414); В. Бартольд, "О X. в Средней Азии в домонгольский период" ("Записки Вост. отд. Арх. общ.", т. VIII). В. Бартольд .