Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ХИТОН
(χιτών, ион. κιθών) ≈ у древних греков (первоначально у ионян) имевшая вид сорочки мужская и женская нижняя одежда, которую шили из льняной ткани. С ионийским X. не следует смешивать дорийский пеплос (resp. гиматий) ≈ прямоугольный кусок шерстяной материи, не сшивавшейся, а закреплявшейся на плечах застежками (фибулами; см.), Древнейшая одежда греков изготовлялась из шерсти; льняные ткани вошли в употребление лишь в гомеровскую эпоху. Ионяне, которые прежде других греческих племён стали носить льняные X., заимствовали как материал, так и его название у семитов, обозначавших словами kett ân, kattân, kittân, холст, полотно. У Гомера X. служит лишь мужской исподней одеждой; гомеровские женщины носят еще шерстяные пеплосы, дорического типа. По свидетельству Геродота, одежда, которую в его время называли дорийской, первоначально употреблялась женщинами всех греческих племен, ионийская же одежда была заимствована у карийцев. Чтобы одежда не сползала с плеч, употреблялись завязки. Шейные и плечевые борты нередко обшивались узкой каймой. Мужские X. были короткие (до и выше колен), средние (до икр) и длинные ≈ до пят. Длинные мужские X. служили одеждой богов, лиц преклонного возраста и знатных, а также праздничным нарядом; с V в. их носили лишь жрецы, кифареды, флейтисты и управители колесниц. Простейший покрой Х. X. короткий и средний употреблялись в будничной жизни, как одежда не стесняющая движения; ее носили ремесленники, рабочие, солдаты и пр. У X. не было рукавов; если же в памятниках древне греческого искусства встречаются X. с рукавами, то это указывает на принадлежность подобных сюжетов к культуре востока, так как у восточных народов (евреев, персов, парфян, арабов, скифов) одежда с рукавами была обычным явлением. Единственное исключение составляет одежда Диониса и актеров, а также елевзинских жрецов (дадухов и гиерофантов), которые носили X. с рукавами; у трагических актеров рукава были длиннее, у комических ≈ короче. Материалом для X. служила льняная ткань, как белая, так и цветная; из цветов наиболее употребительны были шафранный (только для женских X.), мутно-красный, ярко-красный, черный (траурные X.), серый, пурпуровый, зеленый. Употреблялись X. и пестрые, украшенные орнаментными рисунками (вышитыми и в красках), цветочными сюжетами и изображениями животных. После персидских войн женский пеплос опять вошел в моду и стал употребляться наряду с X.; мужские X. с этого времени в Афинах стали изготовляться не из льна, а из шерсти. Ср. Studniczka, "Beitr ä ge zur Geschichte der altgriechischen Tracht" (Вена, 1886, = "Abhandlungen der archäol.-epigraph. Seminars der Universitä t Wien", VI, 1); Boehlau, "Quaestiones de re vestiaria Graecorum" (Веймар, 1884); W. M ü ller, "Quaestiones Vestiariae" (Геттинген, 1890); Heibig, "Das Homerische Epos" (Лпц., 1887); ст. Chiton в III томе "Real Encyklop ädie der Klassischen Altertumswiss." Pauly-Wissowa (1899). Н. О.