ФО́РМА (лат. forma),
• внеш. очертание, наруж. вид, контуры предмета.
• Внеш. выражение к.-л. содержания.
• Установленный образец чего-либо (напр., написать отчёт по Ф.).
• Приспособление для придания чему-либо определ. очертаний (напр., литейная Ф.).
• Одинаковая по цвету и покрою одежда, установленная для лиц определ. категорий (напр., Ф. военнослужащих).
• Совокупность приёмов, выразит. и изобр. средств худ. произведения (напр., стихотв. Ф.).
Большой российский энциклопедический словарь
ФОРМА
ФО́РМА (матем.), многочлен от неск. ( m ) переменных, все члены к-рых имеют одну и ту же степень (под степенью одночлена х a у b ... z g понимают число n =a+b+...+g). В зависимости от числа m переменных различают бинарные Ф. ( m =2), тернарные Ф. ( m =3), а в зависимости от степени n их членов - линейные Ф. ( n =1), квадратичные Ф. ( n =2), кубичные Ф. ( n =3) и т.д. См. также Билинейная форма .
Большой российский энциклопедический словарь
ФОРМА
ФО́РМА литейная, приспособление в литейном произ-ве для получения отливок. Изготовляются из формовочных материалов (разовые), огнеупорной керамики (полупостоянные, выдерживают сотни отливок) или металла (постоянные - десятки тысяч отливок).
Большой российский энциклопедический словарь
ФОРМА
ФО́РМА ГОСУДАРСТВА (гос. устройства), принцип организации гос. власти (см. Форма правления ) и территории гос-ва (унитарные гос-ва и федерации).
Большой российский энциклопедический словарь
ФОРМА
ФО́РМА И МАТЕРИЯ, категории философии Аристотеля, воспринятые томизмом; характеризуют всякое подвижное изменчивое бытие. Форма ( эйдос , "морфэ") - специфич. принцип вещи, её сущность, цель и движущая сила, актуализирующая первоматерию как простую возможность бытия, бесформенный и неопредел. субстрат изменений (см. Акт и потенция ). Понятия Ф. и м. соотносительны: нечто оформленное может выступать как материя по отношению к форме более высокого уровня; "форма форм" - ум ( нус ); в томизме - Бог.
Большой российский энциклопедический словарь
ФОРМА
ФО́РМА ПРАВЛЕНИЯ, принцип организации гос. власти. Различают: монархич. Ф.п.- монархии и респ. Ф.п.- республики.
Большой российский энциклопедический словарь
ФОРМА
ФО́РМА СЛОВА,
• совокупность морфол. и фонологич. характеристик слова, определяющих его грамматич. значение. Напр., состав морфем слова "учительница" (учи-тель-ниц-а) указывает на его принадлежность к существительному жен. рода в именительном падеже ед. ч.
• Принадлежащее языковой системе то или иное видоизменение слова, конкретное слово в конкретной грамматич. форме ( словоформа ).
• совокупность морфол. и фонологич. характеристик слова, определяющих его грамматич. значение. Напр., состав морфем слова "учительница" (учи-тель-ниц-а) указывает на его принадлежность к существительному жен. рода в именительном падеже ед. ч.
• Принадлежащее языковой системе то или иное видоизменение слова, конкретное слово в конкретной грамматич. форме ( словоформа ).
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ФОРМА
ФОРМА -ы, ас.
• 1. Способ существования содержания (во 2 знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.
• 2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.
• 3. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.
• 4. В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Формы слова. Формы словоизменения.
• 5. перен. Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности). Удобная ф. для прикрытия чего-н. По форме только правильно.
• 6. Установленный образец чего-н. Дать сведения по форме. Готовые лекарственные формы (готовые лекарства).
• 7. Приспособление для придания чему-н. тех или иных очертании. Литейная ф. Ветчина в форме (спрессованная в таком приспособлении).
• 8. Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская ф. Парадная ф. Школьная ф.
• 9. мн. Очертания частей тела, фигура (разг.). Красавица с пышными формами. * В форме - 1) в таком состоянии, что может проявить все свои силы, способности, умение; собран, подтянут. Спортсмен сегодня в хорошей форме; 2) чего, в знач. предлога с род. я., в виде чего-н., будучи выражен, оформлен каким-н. образом. Доклад в форме тезисов. II прш. формальный, -ая, -ое (к 1 - спец., 3 и 4 знач.), формовый, -ая, -ое (к 7 знач., спец.), формовой, -ая, -Ое (к 7 знач.; спец.), форменный, -ая, -ое (к 6 и 8 знач.) и формный, -ая, -ое (к 7 знач.; спец.). формальный анализ. Форменный бланк. Форменная одежда. Формный цех.
• 1. Способ существования содержания (во 2 знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.
• 2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.
• 3. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.
• 4. В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Формы слова. Формы словоизменения.
• 5. перен. Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности). Удобная ф. для прикрытия чего-н. По форме только правильно.
• 6. Установленный образец чего-н. Дать сведения по форме. Готовые лекарственные формы (готовые лекарства).
• 7. Приспособление для придания чему-н. тех или иных очертании. Литейная ф. Ветчина в форме (спрессованная в таком приспособлении).
• 8. Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская ф. Парадная ф. Школьная ф.
• 9. мн. Очертания частей тела, фигура (разг.). Красавица с пышными формами. * В форме - 1) в таком состоянии, что может проявить все свои силы, способности, умение; собран, подтянут. Спортсмен сегодня в хорошей форме; 2) чего, в знач. предлога с род. я., в виде чего-н., будучи выражен, оформлен каким-н. образом. Доклад в форме тезисов. II прш. формальный, -ая, -ое (к 1 - спец., 3 и 4 знач.), формовый, -ая, -ое (к 7 знач., спец.), формовой, -ая, -Ое (к 7 знач.; спец.), форменный, -ая, -ое (к 6 и 8 знач.) и формный, -ая, -ое (к 7 знач.; спец.). формальный анализ. Форменный бланк. Форменная одежда. Формный цех.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
ФОРМА
формы, ж. (латин. forma). 1. Наружный вид, внешние очертания предмета. Земля имеет форму шара. Придать изогнутую форму. Дом в форме куба. Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте. Л. Толстой.
только мн. Очертания частей тела, фигура. Красавица с пышными формами. У нее роскошные формы. 2. образец, по к-рому выделывается какой-н. предмет; приспособление для придания предмету тех или иных внешних очертаний (спец.). Форма для шляп.
Сосуд, полое вместилище, в к-рое сливается расплавленная или разжиженная масса, приобретающая после застывания, затвердевания очертания вместилища (тех.). Чугунная форма для отливки. Форма для барельефа. 3. Установленный образец чего-н. (офиц. канц.). Представить сведения по форме № 1. Заявление написано не по форме. Форма протокола.
Установленный Способ, порядок совершения чего-н. (офиц. канц.). По форме снарядили суд, отставку Мишке дали. 4. Однообразная, одинаковая одежда, установленная для военных, для служащих какого-н. ведомства, для учащихся какого-н. учебного заведения и т. п. Форма обмундирования. Военная форма. Походная форма. Парадная форма. Одет не по форме. Команда футболистов в красивой форме. Форма одежды - сюртук. 5. перен. Внешний, установившийся по традиции шаблон чего-н. Всё это - пустая форма.
Внешняя видимость, внешность, в противоп. внутреннему содержанию. Они и теперь еще продолжают протестовать, но делают это вяло, очевидно только ради формы. Салтыков-Щедрин. По форме правильно, а по существу издевательство. 6. вид, устройство, тип; структура, конструкция чего-н., характер к-рой обусловлен содержанием. Форма правления. Организационные формы работы. Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии. Ленин....Формы нашего государства меняются и будут меняться в зависимости от развития нашей страны и изменения внешней обстановки. Сталин. Советы явились новой революционной формой народного творчест…
Полное определение слова «ФОРМА» только мн. Очертания частей тела, фигура. Красавица с пышными формами. У нее роскошные формы. 2. образец, по к-рому выделывается какой-н. предмет; приспособление для придания предмету тех или иных внешних очертаний (спец.). Форма для шляп.
Сосуд, полое вместилище, в к-рое сливается расплавленная или разжиженная масса, приобретающая после застывания, затвердевания очертания вместилища (тех.). Чугунная форма для отливки. Форма для барельефа. 3. Установленный образец чего-н. (офиц. канц.). Представить сведения по форме № 1. Заявление написано не по форме. Форма протокола.
Установленный Способ, порядок совершения чего-н. (офиц. канц.). По форме снарядили суд, отставку Мишке дали. 4. Однообразная, одинаковая одежда, установленная для военных, для служащих какого-н. ведомства, для учащихся какого-н. учебного заведения и т. п. Форма обмундирования. Военная форма. Походная форма. Парадная форма. Одет не по форме. Команда футболистов в красивой форме. Форма одежды - сюртук. 5. перен. Внешний, установившийся по традиции шаблон чего-н. Всё это - пустая форма.
Внешняя видимость, внешность, в противоп. внутреннему содержанию. Они и теперь еще продолжают протестовать, но делают это вяло, очевидно только ради формы. Салтыков-Щедрин. По форме правильно, а по существу издевательство. 6. вид, устройство, тип; структура, конструкция чего-н., характер к-рой обусловлен содержанием. Форма правления. Организационные формы работы. Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии. Ленин....Формы нашего государства меняются и будут меняться в зависимости от развития нашей страны и изменения внешней обстановки. Сталин. Советы явились новой революционной формой народного творчест…
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ФОРМА
Форма обмундирования войск*
(официальное название одежды военнослужащих; состоит из шинели, мундира, штанов, головного убора и сапог) ≈ всегда имела и имеет некоторое сходство с платьем, носимым в данное время. В тех государствах, где имелось кастовое устройство, одежда касты воинов была и обмундированием войска. Вообще говоря, первоначально каждый мужчина, способный носить оружие, был воином и выходил на войну в том платье, которое носил постоянно; доспехи специально воинские были весьма примитивны и разнообразны. Однако стремление отличать свои войска от неприятельских по возможности издали приводило уже в давние времена к тому, что старались иметь одноцветную одежду или по крайней мере отличительные знаки при разнообразной одежде. Если какой-либо род войска имел значение постоянного и почетного, он получал и отличительные знаки своего достоинства (напр. отряд "бессмертных" или гвардия персидских царей). Правильное обмундирование, по мнению военных историков, получило начало в Спарте, но это было лишь последствием своеобразного устройства всего спартанского быта: регламентация, предписывавшая правила умывания, расписание блюд за обедом и т. п., не могла не коснуться такого важного события, как выступление на войну, и не предусмотреть цвета одежды, наиболее удобного для этой цели, ≈ и спартанцы избирают красный цвет, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна и не смущала малодушных. Удобство однообразного обмундирования не могло не быть сознано и другими греками, а за ними и римлянами. Римские легионы имеют нечто вроде Ф. обмундирования в современном смысле: одежду белого цвета, однообразное вооружение и доспехи, а на шлемах разноцветные, отличающие легион от легиона перья. В средние века войска, собственно говоря, не было, так как оно составлялось из вассалов и их оруженосцев и ратников; о каком-либо однообразии в Ф. обмундирования не могло быть речи, но каждый носил отличительные знаки своего господина; покрой одежды также был приблизительно одинаковый, в зависимости от звания. Одеж…
Полное определение слова «ФОРМА» (официальное название одежды военнослужащих; состоит из шинели, мундира, штанов, головного убора и сапог) ≈ всегда имела и имеет некоторое сходство с платьем, носимым в данное время. В тех государствах, где имелось кастовое устройство, одежда касты воинов была и обмундированием войска. Вообще говоря, первоначально каждый мужчина, способный носить оружие, был воином и выходил на войну в том платье, которое носил постоянно; доспехи специально воинские были весьма примитивны и разнообразны. Однако стремление отличать свои войска от неприятельских по возможности издали приводило уже в давние времена к тому, что старались иметь одноцветную одежду или по крайней мере отличительные знаки при разнообразной одежде. Если какой-либо род войска имел значение постоянного и почетного, он получал и отличительные знаки своего достоинства (напр. отряд "бессмертных" или гвардия персидских царей). Правильное обмундирование, по мнению военных историков, получило начало в Спарте, но это было лишь последствием своеобразного устройства всего спартанского быта: регламентация, предписывавшая правила умывания, расписание блюд за обедом и т. п., не могла не коснуться такого важного события, как выступление на войну, и не предусмотреть цвета одежды, наиболее удобного для этой цели, ≈ и спартанцы избирают красный цвет, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна и не смущала малодушных. Удобство однообразного обмундирования не могло не быть сознано и другими греками, а за ними и римлянами. Римские легионы имеют нечто вроде Ф. обмундирования в современном смысле: одежду белого цвета, однообразное вооружение и доспехи, а на шлемах разноцветные, отличающие легион от легиона перья. В средние века войска, собственно говоря, не было, так как оно составлялось из вассалов и их оруженосцев и ратников; о каком-либо однообразии в Ф. обмундирования не могло быть речи, но каждый носил отличительные знаки своего господина; покрой одежды также был приблизительно одинаковый, в зависимости от звания. Одеж…
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ФОРМА
Форма в математике
≈ см. Инварианты.
≈ см. Инварианты.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ФОРМА
Форма в музыке
≈ строение музыкального сочинения, имеющее в основе пропорциональность частей и симметрию. В музыкальной архитектонике установились следующие Ф.: предложение (см.), период (см.), двух- и трехколенный склады (см. Колено). Все эти Ф. имеют еще название песни и составляют разряд простейших Ф., к которому относится также Ф. песни с трио, т. е. сопоставление двух коленных складов, из которых второй и называется трио. За вторым идет повторение первого коленного склада. Если в этом повторении нет перемен, то первая песнь не выписывается, а заменяется словом da capo. По окончании повторенной первой песни следует кода (см.). У старинных композиторов трио писалось трехголосным, но впоследствии на число голосов в трио композиторы перестали обращать внимание. В позднейшее время сложилась еще Ф. песни с двумя трио следующего построения: песнь, первое трио, повторение песни, второе трио, повторение песни, кода. В Ф. песни с трио как песнь, так и трио должны иметь отдельное самостоятельное тематическое содержание. Более выработанный и менее механический характер представляют Ф. рондо, сонатная Ф., сонатинная, Ф. фантазии, Ф. вариации. Есть еще Ф. смешанные, в которых одна Ф. находится под влиянием другой. Ф., отступающая от установившегося строения, находится под влиянием фантазии. Все эти Ф. называются гомофоническими. К полифоническим Ф. относятся фигурация хорала, имитация, канон, фуга. Все эти Ф., как гомофонические, так и полифонические, применяются в сочинениях инструментальных и вокальных. Инструментальные сочинения или Ф. для одного или многих инструментов следующие: ноктюрн, баркарола, песнь без слов, прелюдия, интермеццо, скерцо, этюд, токката, каприччио, фантазия, тема с вариациями, транскрипция, парафраз, рапсодия, рондо, танцы общественные ≈ вальс полька, кадриль и пр., национальные или характерные итальянские ≈ жига, романеска, тарантелла, салтарелла, сицилиана, форлана, павана, испанские ≈ фанданго, сарабанда, болеро, французские ≈ менуэт, пассепье, бурре, гавот, шаконна, куранто, рон…
Полное определение слова «ФОРМА» ≈ строение музыкального сочинения, имеющее в основе пропорциональность частей и симметрию. В музыкальной архитектонике установились следующие Ф.: предложение (см.), период (см.), двух- и трехколенный склады (см. Колено). Все эти Ф. имеют еще название песни и составляют разряд простейших Ф., к которому относится также Ф. песни с трио, т. е. сопоставление двух коленных складов, из которых второй и называется трио. За вторым идет повторение первого коленного склада. Если в этом повторении нет перемен, то первая песнь не выписывается, а заменяется словом da capo. По окончании повторенной первой песни следует кода (см.). У старинных композиторов трио писалось трехголосным, но впоследствии на число голосов в трио композиторы перестали обращать внимание. В позднейшее время сложилась еще Ф. песни с двумя трио следующего построения: песнь, первое трио, повторение песни, второе трио, повторение песни, кода. В Ф. песни с трио как песнь, так и трио должны иметь отдельное самостоятельное тематическое содержание. Более выработанный и менее механический характер представляют Ф. рондо, сонатная Ф., сонатинная, Ф. фантазии, Ф. вариации. Есть еще Ф. смешанные, в которых одна Ф. находится под влиянием другой. Ф., отступающая от установившегося строения, находится под влиянием фантазии. Все эти Ф. называются гомофоническими. К полифоническим Ф. относятся фигурация хорала, имитация, канон, фуга. Все эти Ф., как гомофонические, так и полифонические, применяются в сочинениях инструментальных и вокальных. Инструментальные сочинения или Ф. для одного или многих инструментов следующие: ноктюрн, баркарола, песнь без слов, прелюдия, интермеццо, скерцо, этюд, токката, каприччио, фантазия, тема с вариациями, транскрипция, парафраз, рапсодия, рондо, танцы общественные ≈ вальс полька, кадриль и пр., национальные или характерные итальянские ≈ жига, романеска, тарантелла, салтарелла, сицилиана, форлана, павана, испанские ≈ фанданго, сарабанда, болеро, французские ≈ менуэт, пассепье, бурре, гавот, шаконна, куранто, рон…
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ФОРМА
Форма в философии
(forma, μορφή) ≈ понятие, игравшее в философии большую роль и обозначающее некоторую противоположность содержанию и субстанции. Значение понятия Ф. в различных философских дисциплинах ≈ напр. в метафизике, логике, эстетике, этике ≈ различное. В древней философии понятие Ф. имело значение действующей силы, того, что действительно существует, в противоположность явлению; такое значение понятия Ф. имело у Платона и в особенности у Аристотеля. Ф. делает материю, которая сама по себе есть лишь στερησις (лишение), предметом. Ф. есть внутреннее начало, приводящее предмет к его совершенству; поэтому-то Аристотель и Бога называет чистой формой, чистой деятельностью. Схоластическая философия понимает Ф. в значении, которое ей дал Аристотель; реалисты, впрочем, ипостасировали Ф. и понимали ее в значении Платоновской идеи. Бакон под Ф. разумел не что иное, как закон природы. Совершенно иное значение понятию Ф. дал Кант, который Ф. отождествлял с субъективной закономерностью. Различив в познании формальную и материальную (опытную) сторону, Кант к формальной стороне отнес все то, что субъект познания вносит от себя в содержание познаваемого; так, он говорит о Ф. созерцания (пространстве и времени), о Ф. мысли (категории и основоположения рассудка, идеи разума). Третье возможное понимание Ф. ≈ номиналистическое ≈ прямо противоположно Аристотелевскому. Оно смотрит на Ф. как на чистое явление рассудка, имеющее значение лишь для мышления, производящего отвлечение; этому отвлечению не соответствует ничего объективного или субъективного (в смысле Канта). Такую точку зрения в древности защищал Антисфен, в средние века ≈ номиналисты, в новой философии ≈ позитивисты. Каждая из этих трех точек зрения заключает в себе своеобразные трудности. Номинализм, проведенный последовательно, в конце концов приводит к отрицанию знания или к скепсису; реализму легко впасть в смешение отвлеченностей с действительно существующим; критицизму Канта, желающему занять посредствующее положение между двумя указанными т…
Полное определение слова «ФОРМА» (forma, μορφή) ≈ понятие, игравшее в философии большую роль и обозначающее некоторую противоположность содержанию и субстанции. Значение понятия Ф. в различных философских дисциплинах ≈ напр. в метафизике, логике, эстетике, этике ≈ различное. В древней философии понятие Ф. имело значение действующей силы, того, что действительно существует, в противоположность явлению; такое значение понятия Ф. имело у Платона и в особенности у Аристотеля. Ф. делает материю, которая сама по себе есть лишь στερησις (лишение), предметом. Ф. есть внутреннее начало, приводящее предмет к его совершенству; поэтому-то Аристотель и Бога называет чистой формой, чистой деятельностью. Схоластическая философия понимает Ф. в значении, которое ей дал Аристотель; реалисты, впрочем, ипостасировали Ф. и понимали ее в значении Платоновской идеи. Бакон под Ф. разумел не что иное, как закон природы. Совершенно иное значение понятию Ф. дал Кант, который Ф. отождествлял с субъективной закономерностью. Различив в познании формальную и материальную (опытную) сторону, Кант к формальной стороне отнес все то, что субъект познания вносит от себя в содержание познаваемого; так, он говорит о Ф. созерцания (пространстве и времени), о Ф. мысли (категории и основоположения рассудка, идеи разума). Третье возможное понимание Ф. ≈ номиналистическое ≈ прямо противоположно Аристотелевскому. Оно смотрит на Ф. как на чистое явление рассудка, имеющее значение лишь для мышления, производящего отвлечение; этому отвлечению не соответствует ничего объективного или субъективного (в смысле Канта). Такую точку зрения в древности защищал Антисфен, в средние века ≈ номиналисты, в новой философии ≈ позитивисты. Каждая из этих трех точек зрения заключает в себе своеобразные трудности. Номинализм, проведенный последовательно, в конце концов приводит к отрицанию знания или к скепсису; реализму легко впасть в смешение отвлеченностей с действительно существующим; критицизму Канта, желающему занять посредствующее положение между двумя указанными т…
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ФОРМА
Форма в языке
≈ Общее или философское языкознание различает в языке содержание и Ф. (у немецких лингвистов: Stoff und Form). Содержанием языка является все то, что возбуждает мысль человека. Но язык может передавать это содержание, только расчленяя его на известные составные части, которые затем соединяются в речи одна с другой. Это соединение или сочетание есть одно из средств образования формы. Расчленение содержания совершается, разумеется, не в самом языке, который только передает результаты этого расчленения, а в области мысли. Известная мысль является у нас обыкновенно разом, как готовый образ, который можно назвать сложным представлением. Желая передать ее в язык, наше мышление уже разлагает этот готовый образ, эту цельную картину на ее составные части или отдельные, частные представления, которые выражаются в языке в известных сочетаниях отдельных Ф. Так, известная мысль ≈ напр. целое равно сумме своих частей или извержение Везувия ≈ есть сложное представление; напротив, целое, сумма, часть, извержение, Везувий суть отдельные представления. Мысль человека различает не только одно отдельное представление от другого, но и отношения между этими представлениями, напр. не только извержение и Везувий, но и то, что извержение принадлежит Везувию, она же отличает не только отдельное представление хлеб от другого отдельного представления соль, но и то, что они находятся в известном отношении друг к другу, выражаемом в языке посредством частиц да, и (хлеб и соль , хлеб да соль) и т. д. Все эти психологические категории требуют своего обозначения и в языке. Обозначение это достигается посредством различных формальных средств: сочетания (хлеб-соль), удвоения (см.), внешних изменений слова (так называемые падежи, лица, числа и т. д.) и т. п. В узком смысле слова под Ф. разумеют именно разные виды или изменения одного и того же слова, применяемые для обозначения разных отношений между представлениями…
Полное определение слова «ФОРМА» ≈ Общее или философское языкознание различает в языке содержание и Ф. (у немецких лингвистов: Stoff und Form). Содержанием языка является все то, что возбуждает мысль человека. Но язык может передавать это содержание, только расчленяя его на известные составные части, которые затем соединяются в речи одна с другой. Это соединение или сочетание есть одно из средств образования формы. Расчленение содержания совершается, разумеется, не в самом языке, который только передает результаты этого расчленения, а в области мысли. Известная мысль является у нас обыкновенно разом, как готовый образ, который можно назвать сложным представлением. Желая передать ее в язык, наше мышление уже разлагает этот готовый образ, эту цельную картину на ее составные части или отдельные, частные представления, которые выражаются в языке в известных сочетаниях отдельных Ф. Так, известная мысль ≈ напр. целое равно сумме своих частей или извержение Везувия ≈ есть сложное представление; напротив, целое, сумма, часть, извержение, Везувий суть отдельные представления. Мысль человека различает не только одно отдельное представление от другого, но и отношения между этими представлениями, напр. не только извержение и Везувий, но и то, что извержение принадлежит Везувию, она же отличает не только отдельное представление хлеб от другого отдельного представления соль, но и то, что они находятся в известном отношении друг к другу, выражаемом в языке посредством частиц да, и (хлеб и соль , хлеб да соль) и т. д. Все эти психологические категории требуют своего обозначения и в языке. Обозначение это достигается посредством различных формальных средств: сочетания (хлеб-соль), удвоения (см.), внешних изменений слова (так называемые падежи, лица, числа и т. д.) и т. п. В узком смысле слова под Ф. разумеют именно разные виды или изменения одного и того же слова, применяемые для обозначения разных отношений между представлениями…
Словарь иностранных слов
ФОРМА
[лат. forma] - 1) наружный вид, внешнее очертание; 2) устройство, структура чего-л., система организации чего-л., напр. ф. правления; 3) установленный образец чего-л., шаблон; 4) одежда установленного образца (напр., военная ф.); 5) * видимость чего-л., формальность; 6) в литье - приспособление, в которое заливают расплавленный металл при производстве слитков или различных изделий и деталей машин; 7) полигр. любая поверхность с рельефным, углубленным и иным изображением, предназначенная для печатания (печатная ф.), в частности - типографский набор, заключенный в раму; 8) лингв, средство выражения грамматических категорий, взаимоотношени. слов и предложений; 9) в алгебре - однородный многочл ен от нескольких переменных, напр, линейная ф., квадратичная ф.
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
ФОРМА
вид, выкройка, фасон, модель. См. вид , платье , характер
|| для формы
|| для формы