Фишер немецкие скульпторы
(Vischer) ≈ семейство немецких скульпторов-литейщиков, процветавшее в Нюрнберге во второй половине XV и в первой половине XVI столетия. Старейший из членов этого семейства, Герман Ф., получивший в 1453 г. права гражданства и звание мастера в упомянутом городе, работал еще в прежнем готическом, сухом и угловатом стиле, как это доказывает бронзовая купель, изготовленная им для виттенбергской городской церкви в 1457 г. Он умер в 1487 г. Сын этого художника, Петер Ф., самый знаменитый представитель семейства; род. около 1455 г.; после смерти своего отца сделался хозяином его литейного заведения, в 1489 г. был принят мастером в нюрнбергский цех художников, получал множество заказов из разных концов Германии и ум. в 1529 г. Он занимает в истории искусства весьма видное место как ваятель, свободным трактованием своих задач значительно возвысившийся над современным ему направлением немецкой пластики и внесший в нее большую дозу жизненности и благородства. Из первых несомненных произведений Петера Ф. особенно достойны внимания своеобразно красивый надгробный памятник архиепископа Эрнста в Магдебургском соборе (1495) и бронзовая плита над могилой епископа Иоанна в Бреславльском соборе, украшенная горельефным изображением покойного. Уже в этих работах видно стремление художника отделаться от условности предшествовавшей эпохи и соединить в своем стиле изящество форм с реалистичностью. В несравненно большей степени выказалось это стремление в серебряной раке, исполненной Ф. в 1508≈19 гг., при помощи его сыновей, для мощей св. Себальда, ≈ в произведении, поражающем оригинальностью и гармоничностью сочетания его общей готической формы с деталями стиля Возрождения. Памятник этот, которым путешественники доныне любуются в нюрнбергской церкви названного святого, состоит из подножия, из стоящей на нем в уровень с глазами зрителя собственно раке довольно простой формы и из легкого стрельчатого балдахина над ней, подпираемого стройными столбиками, в промежутках между которыми расставлены изящные канделябры. Все сооружение роскошно декорировано в стиле Возрождения. Рельефы, украшающие собой подножие, сочиненные бесхитростно, но с удивительным вкусом, столь же прелестны, как и классически-простые, благородные, полные жизни и красиво задрапированные статуэтки апостолов, помещенные в нишах столбиков со всех сторон памятника. Тем же изяществом отличаются и позднейшие работы Ф., каковы рельеф "Небесное коронование Пресв. Девы" (1521), существующий в двух экземплярах (в Эрфуртск. и Виттенбергск. соборах), другой рельеф, "Христос со скорбящими сестрами Лазаря" (в Ашаффенбургск. соборе, 1525), и особенно мастерский рельеф, изображающий курфюрста Фридриха Мудрого (в церкви виттенбергск. замка, 1527). Кроме указанных произведений, из литейни Ф. вышло много других изваяний, исполненных под его наблюдением и отчасти им самим, между прочим ≈ несколько надгробных памятников геннебергских графов в городской церкви Рёмгильда близ Мейнингена и двойной монумент курфюрста Иоанна-Цицерона в Берлинск. соборе, оконченный уже Гансом Ф. в 1530 г. Из вышеупомянутых пяти сыновей Петера Ф. достаточно будет назвать Германа Младшего ; род. около 1490 г.; посетившего Италию и умершего в 1516 г., ≈ художника, произведений которого нельзя указать с достоверностью, и Ганса , управлявшего мастерской отца по его кончине и изготовившего красивый, но несколько манерный надгробный памятник курфюрста Иоанна в церкви виттенбергского замка в 1534 г. и монумент епископа Сигизмунда фон Линденау в Мерзебургском соборе. Ср. Bergau, "Peter Vischer und seine S ö hne" (Лпц., 1878) и "Peter Vischers Werke" (сборник фотографий с текстом В. Любке; Нюрнберг, 1870 и сл.).