УЧЕ́НИЕ,
• одна из сторон процесса обучения - деятельность ученика в овладении знаниями и навыками.
• Совокупность теоретич. положений о к.-л. области явлений действительности.
• Система воззрений к.-л. учёного или мыслителя.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
УЧЕНИЕ
УЧЕНИЕ -я, ср. ок. учить, -ся. Совокупность теоретических положений о какой-н. области явлений действительности. Философские учения, У. Дарвина. обычно лен. Высшая форма воинского обучения (соединений, частей, подразделений и органов управления) в условиях, близких к боевым. Военные учения. Стратегические, тактические, оперативные учения. На учениях.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
УЧЕНИЕ
учения, ср. 1. только ед. Действие по глаг. учить в 1, 4 и 5 знач. Учение уроков. 2. только ед. Действие по глаг. учиться, процесс обучения. Ротное учение на плацу. Итти на учение (воен.). Отдать в учение. Учение не только свет,... - оно также свобода. Тургенев. 3. Наука о чем-н., теория, Совокупность теоретических, научно разработанных положений о какой-н. области явлений....Ленин первый в истории марксизма разработал учение о партии, как руководящей организации пролетариата, как основного оружия в руках пролетариата, без которого невозможно победить в борьбе за пролетарскую диктатуру. История ВКП(б). Учение об обществе. Учение о свете.
чье. Совокупность, система основных положений, воззрений, утверждений кого-н. (ученого, мыслителя). "Наше учение не догма, а руководство для действия" - так говорили всегда Маркс и Энгельс... Ленин. Великое у. Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина.
Учение академика Павлова об условных рефлексах. Религиозная
чье. Совокупность, система основных положений, воззрений, утверждений кого-н. (ученого, мыслителя). "Наше учение не догма, а руководство для действия" - так говорили всегда Маркс и Энгельс... Ленин. Великое у. Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина.
Учение академика Павлова об условных рефлексах. Религиозная
Толковый словарь Ефремовой
УЧЕНИЕ
ср.
1) Процесс действия по знач. глаг.: учить (1,4,5).
2) Процесс действия по знач. глаг.: учиться (1).
3) Совокупность теоретических положений какой-л. области знаний.
4) Совокупность, система взглядов какого-л. ученого, мыслителя.
5) Совокупность догматов какого-л. религиозного культа; вероучение.
1) Процесс действия по знач. глаг.: учить (1,4,5).
2) Процесс действия по знач. глаг.: учиться (1).
3) Совокупность теоретических положений какой-л. области знаний.
4) Совокупность, система взглядов какого-л. ученого, мыслителя.
5) Совокупность догматов какого-л. религиозного культа; вероучение.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
УЧЕНИЕ
Учение апостолов
≈ Памятник этот, более известный под именем Διδασκαλία τών άποστόλωυ, написан, по новейшим исследованиям, в первой половине III в. в Сирии, хотя само У. указывает Иерусалим: апостолы ввиду опасностей, угрожавших церкви со стороны лжеучений, собрались будто бы в Иерусалиме и составили это У. Оно содержит в себе систематическое изложение христианской нравственной доктрины церковного устройства и дисциплины. Подлинный текст У. не дошел до нас; сохранились лишь переводы его на сирийский, арабский, эфиопский и коптский языки. Наиболее близкой к оригиналу признается сирийская редакция, по которой французский ученый де Лагард сделал попытку воспроизвести греческий текст. В IV в. У. было интерполировано еретиками и целиком вошло в сборник апостольских постановлений. Ср. Funk, "Die Apostolischen Constitutionen" (1891 здесь же и литература предмета). П. Г.
≈ Памятник этот, более известный под именем Διδασκαλία τών άποστόλωυ, написан, по новейшим исследованиям, в первой половине III в. в Сирии, хотя само У. указывает Иерусалим: апостолы ввиду опасностей, угрожавших церкви со стороны лжеучений, собрались будто бы в Иерусалиме и составили это У. Оно содержит в себе систематическое изложение христианской нравственной доктрины церковного устройства и дисциплины. Подлинный текст У. не дошел до нас; сохранились лишь переводы его на сирийский, арабский, эфиопский и коптский языки. Наиболее близкой к оригиналу признается сирийская редакция, по которой французский ученый де Лагард сделал попытку воспроизвести греческий текст. В IV в. У. было интерполировано еретиками и целиком вошло в сборник апостольских постановлений. Ср. Funk, "Die Apostolischen Constitutionen" (1891 здесь же и литература предмета). П. Г.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
УЧЕНИЕ
Учение двенадцати апостолов
≈ более известное под именем Διδακή τών δώδεκα Άποστόλων, принадлежит к числу самых древних памятников церковной письменности. Будучи известно древним писателям (Евсевию, Афанасию, Руфину и др.) и считаясь в числе спорных писаний, У. в V в. исчезает из виду и остается неизвестным до 1875 г., когда оно было открыто Никомидийским митрополитом Филофеем Вриеннием в библиотеке Иерусалимского монастыря в Константинополе. Издание его вызвало обширную литературу во всех странах христианского миpa. По мнению новейших исследователей, У. было составлено между 96 и 112 г., в Сирии или Египте, христианином из евреев, в качестве руководства по всем сторонам христианской жизни, учения, богослужения и управления с целью противопоставить истину евангельского и апостольского учения современным автору заблуждениям. В первой части У. излагаются правила христианской нравственности в форме описания двух путей ≈ пути жизни и пути смерти (гл. I≈VI). Во второй содержатся предписания относительно совершения таинства крещения, соблюдения поста в среду и пяток, чтения молитв (гл. VII≈X). В третьей части излагается церковное устройство общины, причем, кроме иерархических степеней епископа и диaкoнa (о пресвитере не упоминается), говорится о должностях учителя, апостолов, пророков и странников. Здесь же преподаются правила совершения евхаристии и церковного суда (гл. XI≈XV). Четвертая часть содержит увещание христиан к бдительности ввиду скорого конца миpa (гл. XVI). Значение У. весьма велико: оно проливает яркий свет на церковное устройство и жизнь древней христианской общины. У. издано у нас г. Поповым (в "Труд. Киев. дух. акад." за 1884 г., т. IV) и свящ. Соловьевым в "Чтен. Общ. любит. дух. просв." за 1886 г. Ср. Влад. Соловьев, "Введение к У." ("Правосл. Обозрение", 1886, июль); Карашев, "О новооткрытом памятнике У." (М. 1896); Harnack, "Lehre der zw ö lf Apostel" (Лпц., 1884); Funk, "Doctrina duodecim apostolorum" (1887; здесь…
Полное определение слова «УЧЕНИЕ» ≈ более известное под именем Διδακή τών δώδεκα Άποστόλων, принадлежит к числу самых древних памятников церковной письменности. Будучи известно древним писателям (Евсевию, Афанасию, Руфину и др.) и считаясь в числе спорных писаний, У. в V в. исчезает из виду и остается неизвестным до 1875 г., когда оно было открыто Никомидийским митрополитом Филофеем Вриеннием в библиотеке Иерусалимского монастыря в Константинополе. Издание его вызвало обширную литературу во всех странах христианского миpa. По мнению новейших исследователей, У. было составлено между 96 и 112 г., в Сирии или Египте, христианином из евреев, в качестве руководства по всем сторонам христианской жизни, учения, богослужения и управления с целью противопоставить истину евангельского и апостольского учения современным автору заблуждениям. В первой части У. излагаются правила христианской нравственности в форме описания двух путей ≈ пути жизни и пути смерти (гл. I≈VI). Во второй содержатся предписания относительно совершения таинства крещения, соблюдения поста в среду и пяток, чтения молитв (гл. VII≈X). В третьей части излагается церковное устройство общины, причем, кроме иерархических степеней епископа и диaкoнa (о пресвитере не упоминается), говорится о должностях учителя, апостолов, пророков и странников. Здесь же преподаются правила совершения евхаристии и церковного суда (гл. XI≈XV). Четвертая часть содержит увещание христиан к бдительности ввиду скорого конца миpa (гл. XVI). Значение У. весьма велико: оно проливает яркий свет на церковное устройство и жизнь древней христианской общины. У. издано у нас г. Поповым (в "Труд. Киев. дух. акад." за 1884 г., т. IV) и свящ. Соловьевым в "Чтен. Общ. любит. дух. просв." за 1886 г. Ср. Влад. Соловьев, "Введение к У." ("Правосл. Обозрение", 1886, июль); Карашев, "О новооткрытом памятнике У." (М. 1896); Harnack, "Lehre der zw ö lf Apostel" (Лпц., 1884); Funk, "Doctrina duodecim apostolorum" (1887; здесь…
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
УЧЕНИЕ
Учение о композиции
≈ пособие к изучению музыкальной грамоты и к красивому сочетанию звуков, музыкальных форм, человеческих голосов и инструментов. В У. о композиции, или теорию музыки, входят: элементарная теория, гармония, контрапункт строгий и свободный, У. о формах полифонических и гомофонических (имитация, канон, фуга, коленные склады, песнь с трио, формы рондо, сонаты, сонатины, фантазии, смешанные формы), вокальное искусство и инструментовка. Н. С.
≈ пособие к изучению музыкальной грамоты и к красивому сочетанию звуков, музыкальных форм, человеческих голосов и инструментов. В У. о композиции, или теорию музыки, входят: элементарная теория, гармония, контрапункт строгий и свободный, У. о формах полифонических и гомофонических (имитация, канон, фуга, коленные склады, песнь с трио, формы рондо, сонаты, сонатины, фантазии, смешанные формы), вокальное искусство и инструментовка. Н. С.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
УЧЕНИЕ
Учение о познании
≈ см. Теория познания.
≈ см. Теория познания.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
УЧЕНИЕ
Учение об удобрении
≈ Жизнь растений находится в зависимости от успешности восприятия ими из почвы известных веществ, которые мы по отношению к растениям и называем питательными. В диком состоянии почвы заселены при прочих равных условиях теми растениями, для которых данная почва по условиям питания является благоприятной. Земледелец же очень часто должен на каждом из своих полей возделывать растения, сильно разнящиеcя между собою по требованиям, предъявляемым ими к составу предлагаемой пищи. Эти условия и заставили человека стремиться к урегулированию питания полезных для него растений путем внесения в почву необходимых веществ извне, т. е. к удобрению. Удобрение практикуется с древнейших времен. Даже наиболее сложная форма его, так называемое "зеленое удобрение", теоретические основания которого стали выясняться лишь после недавних работ Гелльригеля, было известно еще Плинию. Однако первая стройная теория удобрения была создана только в конце XVIII столетия Тэером (см.), который учил, что единственным питательным веществом для растений надо считать гумус, и давал совершенно определенные правила относительно того, как сохранять и возвышать плoдopoдиe почвы. Однако его теория не удержалась, и началом развития современного У. об удобрении можно считать 1840 г., когда появилась книга Либиха "Die Chemie in ihrer Anwendung auf Agrikultur und Physiologie". Главнейшие основы современного У. об удобрении заключаются в следующем. Вещества, о внесении которых в почву приходится заботиться хозяину, суть: азот, фосфорная кислота, кали и известь, причем необходимость внесения этих веществ обусловливается или недостатком их в почве, или же тем, что они находятся в ней в виде соединений, недоступных растениям. Вносятся или все питательные вещества, или лишь некоторые, или же, наконец, только одно, в зависимости от того, чего недостает почве для воспроизведения известного урожая. Дело в том, что все питательные вещества одинаково необходимы растениям, но развитие растений определяется тем из ни…
Полное определение слова «УЧЕНИЕ» ≈ Жизнь растений находится в зависимости от успешности восприятия ими из почвы известных веществ, которые мы по отношению к растениям и называем питательными. В диком состоянии почвы заселены при прочих равных условиях теми растениями, для которых данная почва по условиям питания является благоприятной. Земледелец же очень часто должен на каждом из своих полей возделывать растения, сильно разнящиеcя между собою по требованиям, предъявляемым ими к составу предлагаемой пищи. Эти условия и заставили человека стремиться к урегулированию питания полезных для него растений путем внесения в почву необходимых веществ извне, т. е. к удобрению. Удобрение практикуется с древнейших времен. Даже наиболее сложная форма его, так называемое "зеленое удобрение", теоретические основания которого стали выясняться лишь после недавних работ Гелльригеля, было известно еще Плинию. Однако первая стройная теория удобрения была создана только в конце XVIII столетия Тэером (см.), который учил, что единственным питательным веществом для растений надо считать гумус, и давал совершенно определенные правила относительно того, как сохранять и возвышать плoдopoдиe почвы. Однако его теория не удержалась, и началом развития современного У. об удобрении можно считать 1840 г., когда появилась книга Либиха "Die Chemie in ihrer Anwendung auf Agrikultur und Physiologie". Главнейшие основы современного У. об удобрении заключаются в следующем. Вещества, о внесении которых в почву приходится заботиться хозяину, суть: азот, фосфорная кислота, кали и известь, причем необходимость внесения этих веществ обусловливается или недостатком их в почве, или же тем, что они находятся в ней в виде соединений, недоступных растениям. Вносятся или все питательные вещества, или лишь некоторые, или же, наконец, только одно, в зависимости от того, чего недостает почве для воспроизведения известного урожая. Дело в том, что все питательные вещества одинаково необходимы растениям, но развитие растений определяется тем из ни…
Орфографический словарь Лопатина
УЧЕНИЕ
уче́ние, -я
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
УЧЕНИЕ
преподавание, наставление, дрессировка; наука, дисциплина, доктрина; воззрение, теория, система. Ср. <Наука> . См. наука
Большой русско-английский словарь
УЧЕНИЕ
ср.
1) studies мн., learning
(ремеслу) apprenticeship
instruction отдавать в учение – apprentice годы учения время учения быть в учении кончить учение
2) (преподавание) teaching
3) (совокупность теоретических положений) teaching
doctrine учение Дарвина
4) воен. exercise проводить учение строевое учение тактическое учение
1) studies мн., learning
(ремеслу) apprenticeship
instruction отдавать в учение – apprentice годы учения время учения быть в учении кончить учение
2) (преподавание) teaching
3) (совокупность теоретических положений) teaching
doctrine учение Дарвина
4) воен. exercise проводить учение строевое учение тактическое учение
учени|е - с.
1. (теория) theory, doctrine, teaching
2. обыкн. мн. воен. exercise sg.
training sg.
3. studies pl.
(ремеслу) apprenticeship
Большой русско-английский словарь
УЧЕНИЕ
дарвина
Darwinism син.: дарвинизм
Darwinism син.: дарвинизм
Большой русско-английский словарь
УЧЕНИЕ
Дарвина
Darwinism син.: дарвинизм
Darwinism син.: дарвинизм
Большой русско-английский словарь
УЧЕНИЕ
о нефти
study of oil
study of oil
Большой русско-английский словарь
УЧЕНИЕ
о питании
nutrient theory
nutrient theory
Большой русско-английский словарь
УЧЕНИЕ
о травах
agrostology
agrostology
Большой русско-английский словарь
УЧЕНИЕ
христа
teachings of christ
teachings of christ
Русско-немецкий словарь
УЧЕНИЕ
учение с 1. Lernen n 1; Studium n 1, pl -di|en (изучение); Lehre f c (обучение профессии) 2. мн. учения воен. Übungen f pl, Manöver [ - v q r ] n pl 3. (наука, доктрина) Lehre f c учение о дробях мат. die Lehre von den Brüchen учение Христа die Lehre Christi [ '' k r I - ]
Большой русско-украинский словарь
УЧЕНИЕ
сущ. ср. рода действие/процесс обучение навчання
• учение в школе -- навчання у школі
• учение ремеслу -- навчання ремеслу
сущ. ср. рода от слова: учить
1. теория
2. (чего) действие вчення
• новое учение -- нове вчення
• учение стихов -- учення віршів
• учение в школе -- навчання у школі
• учение ремеслу -- навчання ремеслу
сущ. ср. рода от слова: учить
1. теория
2. (чего) действие вчення
• новое учение -- нове вчення
• учение стихов -- учення віршів
Русско-французский словарь
УЧЕНИЕ
1) études
вр'емя уч'ения — temps
к'ончить уч'ение — terminer ses études; finir
2)
enseignement
филос'офские уч'ения — doctrines philosophiques
уч'ение Д'арвина — darwinisme
Русско-испанский словарь
УЧЕНИЕ
уч́ение
с.
1) estudio m , estudios m pl ; aprendizaje m ( ремеслу )
• г'оды уч'ения — años de estudio
• к'ончить уч'ение — terminar los estudios, terminar el aprendizaje
2) воен. ejercicio m
• строев'ое уч'ение — instrucción (ejercicio) en orden cerrado
• такт'ическое уч'ение — ejercicio (simulacro) táctico
3) ( преподавание ) enseñanza f
4) ( доктрина ) doctrina f ; teoría f
• уч'ение Д'арвина — doctrina de Darwin (darviniana)
с.
1) estudio m , estudios m pl ; aprendizaje m ( ремеслу )
• г'оды уч'ения — años de estudio
• к'ончить уч'ение — terminar los estudios, terminar el aprendizaje
2) воен. ejercicio m
• строев'ое уч'ение — instrucción (ejercicio) en orden cerrado
• такт'ическое уч'ение — ejercicio (simulacro) táctico
3) ( преподавание ) enseñanza f
4) ( доктрина ) doctrina f ; teoría f
• уч'ение Д'арвина — doctrina de Darwin (darviniana)
Русско-итальянский словарь
УЧЕНИЕ
с.
1) ( действие ) insegnamento m; studio m
окончить учение — terminare gli studi
2) ( теория ) teoria f, dottrina f
3) мн. учения воен. ( маневры ) esercitazioni f pl
тактические учения — esercitazioni tattiche
1) ( действие ) insegnamento m; studio m
окончить учение — terminare gli studi
2) ( теория ) teoria f, dottrina f
3) мн. учения воен. ( маневры ) esercitazioni f pl
тактические учения — esercitazioni tattiche
Русско-чешский словарь
УЧЕНИЕ
učení
studium
vyučování
nauka
studium
vyučování
nauka
Русско-чешский словарь
УЧЕНИЕ
о предложении
větosloví
větosloví
Русско-чешский словарь
УЧЕНИЕ
о представлениях
učení o představách
učení o představách
Русско-чешский словарь
УЧЕНИЕ
о реках
potamologie
potamologie
Русско-чешский словарь
УЧЕНИЕ
о сгорании
termomechanika
termomechanika
Русско-чешский словарь
УЧЕНИЕ
о теплоте
termika
termomechanika
termika
termomechanika
Русско-белорусский словарь
УЧЕНИЕ
вучэнне, время учения — час вучэння (навучання) кончить учение — скончыць вучэнне (навучанне) быть в учении — вучыцца вучэнне, учение о социалистическом государстве — вучэнне аб сацыялістычнай дзяржаве марксистско-ленинское учение о партии — марксісцка-ленінскае вучэнне аб партыі учение Ленина — вучэнне Леніна
Русско-польский словарь
УЧЕНИЕ
1.
uczenie, nauczanie;
2. uczenie się, nauka;
3. teoria;
4. ćwiczenia;
uczenie, nauczanie;
2. uczenie się, nauka;
3. teoria;
4. ćwiczenia;