Учение двенадцати апостолов
≈ более известное под именем Διδακή τών δώδεκα Άποστόλων, принадлежит к числу самых древних памятников церковной письменности. Будучи известно древним писателям (Евсевию, Афанасию, Руфину и др.) и считаясь в числе спорных писаний, У. в V в. исчезает из виду и остается неизвестным до 1875 г., когда оно было открыто Никомидийским митрополитом Филофеем Вриеннием в библиотеке Иерусалимского монастыря в Константинополе. Издание его вызвало обширную литературу во всех странах христианского миpa. По мнению новейших исследователей, У. было составлено между 96 и 112 г., в Сирии или Египте, христианином из евреев, в качестве руководства по всем сторонам христианской жизни, учения, богослужения и управления с целью противопоставить истину евангельского и апостольского учения современным автору заблуждениям. В первой части У. излагаются правила христианской нравственности в форме описания двух путей ≈ пути жизни и пути смерти (гл. I≈VI). Во второй содержатся предписания относительно совершения таинства крещения, соблюдения поста в среду и пяток, чтения молитв (гл. VII≈X). В третьей части излагается церковное устройство общины, причем, кроме иерархических степеней епископа и диaкoнa (о пресвитере не упоминается), говорится о должностях учителя, апостолов, пророков и странников. Здесь же преподаются правила совершения евхаристии и церковного суда (гл. XI≈XV). Четвертая часть содержит увещание христиан к бдительности ввиду скорого конца миpa (гл. XVI). Значение У. весьма велико: оно проливает яркий свет на церковное устройство и жизнь древней христианской общины. У. издано у нас г. Поповым (в "Труд. Киев. дух. акад." за 1884 г., т. IV) и свящ. Соловьевым в "Чтен. Общ. любит. дух. просв." за 1886 г. Ср. Влад. Соловьев, "Введение к У." ("Правосл. Обозрение", 1886, июль); Карашев, "О новооткрытом памятнике У." (М. 1896); Harnack, "Lehre der zw ö lf Apostel" (Лпц., 1884); Funk, "Doctrina duodecim apostolorum" (1887; здесь же и подробная литература У.). П. Г.