УЧЕНИЕ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

УЧЕНИЕ

УЧЕ́НИЕ,

• одна из сторон процесса обучения - деятельность ученика в овладении знаниями и навыками.

• Совокупность теоретич. положений о к.-л. области явлений действительности.

• Система воззрений к.-л. учёного или мыслителя.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

УЧЕНИЕ

УЧЕНИЕ -я, ср. ок. учить, -ся. Совокупность теоретических положений о какой-н. области явлений действительности. Философские учения, У. Дарвина. обычно лен. Высшая форма воинского обучения (соединений, частей, подразделений и органов управления) в условиях, близких к боевым. Военные учения. Стратегические, тактические, оперативные учения. На учениях.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

УЧЕНИЕ

учения, ср. 1. только ед. Действие по глаг. учить в 1, 4 и 5 знач. Учение уроков. 2. только ед. Действие по глаг. учиться, процесс обучения. Ротное учение на плацу. Итти на учение (воен.). Отдать в учение. Учение не только свет,... - оно также свобода. Тургенев. 3. Наука о чем-н., теория, Совокупность теоретических, научно разработанных положений о какой-н. области явлений....Ленин первый в истории марксизма разработал учение о партии, как руководящей организации пролетариата, как основного оружия в руках пролетариата, без которого невозможно победить в борьбе за пролетарскую диктатуру. История ВКП(б). Учение об обществе. Учение о свете.

чье. Совокупность, система основных положений, воззрений, утверждений кого-н. (ученого, мыслителя). "Наше учение не догма, а руководство для действия" - так говорили всегда Маркс и Энгельс... Ленин. Великое у. Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина.

Учение академика Павлова об условных рефлексах. Религиозная

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

УЧЕНИЕ

Учение апостолов

≈ Памятник этот, более известный под именем Διδασκαλία τών άποστόλωυ, написан, по новейшим исследованиям, в первой половине III в. в Сирии, хотя само У. указывает Иерусалим: апостолы ввиду опасностей, угрожавших церкви со стороны лжеучений, собрались будто бы в Иерусалиме и составили это У. Оно содержит в себе систематическое изложение христианской нравственной доктрины церковного устройства и дисциплины. Подлинный текст У. не дошел до нас; сохранились лишь переводы его на сирийский, арабский, эфиопский и коптский языки. Наиболее близкой к оригиналу признается сирийская редакция, по которой французский ученый де Лагард сделал попытку воспроизвести греческий текст. В IV в. У. было интерполировано еретиками и целиком вошло в сборник апостольских постановлений. Ср. Funk, "Die Apostolischen Constitutionen" (1891 здесь же и литература предмета). П. Г.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

УЧЕНИЕ

Учение двенадцати апостолов

≈ более известное под именем Διδακή τών δώδεκα Άποστόλων, принадлежит к числу самых древних памятников церковной письменности. Будучи известно древним писателям (Евсевию, Афанасию, Руфину и др.) и считаясь в числе спорных писаний, У. в V в. исчезает из виду и остается неизвестным до 1875 г., когда оно было открыто Никомидийским митрополитом Филофеем Вриеннием в библиотеке Иерусалимского монастыря в Константинополе. Издание его вызвало обширную литературу во всех странах христианского миpa. По мнению новейших исследователей, У. было составлено между 96 и 112 г., в Сирии или Египте, христианином из евреев, в качестве руководства по всем сторонам христианской жизни, учения, богослужения и управления с целью противопоставить истину евангельского и апостольского учения современным автору заблуждениям. В первой части У. излагаются правила христианской нравственности в форме описания двух путей ≈ пути жизни и пути смерти (гл. I≈VI). Во второй содержатся предписания относительно совершения таинства крещения, соблюдения поста в среду и пяток, чтения молитв (гл. VII≈X). В третьей части излагается церковное устройство общины, причем, кроме иерархических степеней епископа и диaкoнa (о пресвитере не упоминается), говорится о должностях учителя, апостолов, пророков и странников. Здесь же преподаются правила совершения евхаристии и церковного суда (гл. XI≈XV). Четвертая часть содержит увещание христиан к бдительности ввиду скорого конца миpa (гл. XVI). Значение У. весьма велико: оно проливает яркий свет на церковное устройство и жизнь древней христианской общины. У. издано у нас г. Поповым (в "Труд. Киев. дух. акад." за 1884 г., т. IV) и свящ. Соловьевым в "Чтен. Общ. любит. дух. просв." за 1886 г. Ср. Влад. Соловьев, "Введение к У." ("Правосл. Обозрение", 1886, июль); Карашев, "О новооткрытом памятнике У." (М. 1896); Harnack, "Lehre der zw ö lf Apostel" (Лпц., 1884); Funk, "Doctrina duodecim apostolorum" (1887; здесь…
Полное определение слова «УЧЕНИЕ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

УЧЕНИЕ

Учение о композиции

≈ пособие к изучению музыкальной грамоты и к красивому сочетанию звуков, музыкальных форм, человеческих голосов и инструментов. В У. о композиции, или теорию музыки, входят: элементарная теория, гармония, контрапункт строгий и свободный, У. о формах полифонических и гомофонических (имитация, канон, фуга, коленные склады, песнь с трио, формы рондо, сонаты, сонатины, фантазии, смешанные формы), вокальное искусство и инструментовка. Н. С.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

УЧЕНИЕ

Учение о познании

≈ см. Теория познания.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

УЧЕНИЕ

Учение об удобрении

≈ Жизнь растений находится в зависимости от успешности восприятия ими из почвы известных веществ, которые мы по отношению к растениям и называем питательными. В диком состоянии почвы заселены при прочих равных условиях теми растениями, для которых данная почва по условиям питания является благоприятной. Земледелец же очень часто должен на каждом из своих полей возделывать растения, сильно разнящиеcя между собою по требованиям, предъявляемым ими к составу предлагаемой пищи. Эти условия и заставили человека стремиться к урегулированию питания полезных для него растений путем внесения в почву необходимых веществ извне, т. е. к удобрению. Удобрение практикуется с древнейших времен. Даже наиболее сложная форма его, так называемое "зеленое удобрение", теоретические основания которого стали выясняться лишь после недавних работ Гелльригеля, было известно еще Плинию. Однако первая стройная теория удобрения была создана только в конце XVIII столетия Тэером (см.), который учил, что единственным питательным веществом для растений надо считать гумус, и давал совершенно определенные правила относительно того, как сохранять и возвышать плoдopoдиe почвы. Однако его теория не удержалась, и началом развития современного У. об удобрении можно считать 1840 г., когда появилась книга Либиха "Die Chemie in ihrer Anwendung auf Agrikultur und Physiologie". Главнейшие основы современного У. об удобрении заключаются в следующем. Вещества, о внесении которых в почву приходится заботиться хозяину, суть: азот, фосфорная кислота, кали и известь, причем необходимость внесения этих веществ обусловливается или недостатком их в почве, или же тем, что они находятся в ней в виде соединений, недоступных растениям. Вносятся или все питательные вещества, или лишь некоторые, или же, наконец, только одно, в зависимости от того, чего недостает почве для воспроизведения известного урожая. Дело в том, что все питательные вещества одинаково необходимы растениям, но развитие растений определяется тем из ни…
Полное определение слова «УЧЕНИЕ»
Психологический словарь

УЧЕНИЕ

(научение) (англ. learning) — процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты У. — элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки).

Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному и точному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Т. о., У. — необходимый компонент любой деятельности и представляет процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим У. отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т. д.).

Игнорирование деятельностной природы У. приводит к абсолютизации свойств, присущих его частным формам. Такой подход характерен, в частности, для бихевиористских теорий, каждая из которых постулирует свои «абсолютные» законы У., выводя их, как правило, из анализа изолированных от деятельности актов У. животных. Для преодоления такой односторонности недостаточно просто принять понятие деятельности, важно, какое содержание в него вкладывается. Так, ряд теорий рассматривает У. как проявление аналитико-синтетической деятельности мозга, что мало способствует выявлению собственно психологических закономерностей У., т. к. физиологическая деятельность мозга детерминирует У. вторично, будучи сама детерминирована деятельностью субъекта. Научное понимание У. возможно только в контексте предметной деятельности. С этих позиций теория У. разрабатывалась рядом сов. психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.). Рассматриваемое как сторона предметной деятельности, У. выступает как развивающееся явление: вместе с изменением типа деятельности закономерно изменяются формы У. и его важнейшие характеристики.

Усложнение в ходе эволюции деятельности животных ведет к появлению все более сложных форм и видов У. Тем не менее они составляют качественно однородную ступень в его развитии, поскольку вкл…
Полное определение слова «УЧЕНИЕ»