Большой российский энциклопедический словарь
УТО́ПИЯ (от греч. u - нет и topos - место, т.е. место, к-рого нет; по др. версии, от eu - благо и topos - место, т.е. благословенная страна), изображение идеального обществ. строя; жанр научной фантастики ; обозначение всех сочинений, содержащих описание идеально организованного общества. Термин происходит от назв. книги Т. Мора "Утопия" (1516).
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
УТОПИЯ -и, ас. Нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта [по названию сочинения английского писателя 16 в. Т. Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строи будущего]. И прил. утопический, -ая, -ое. У. социализм (восходящее к "УТОПИИ" Т. Мора учение об идеальном переустройстве общества на основе общности имущества, равенства всех людей, обязательности труда, стирания различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом).
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
утопии, ж. (от греч. и - не и topos - место). 1. Несбыточная мечта, неосуществимая фантазия. 2. Литературное произведение, рисующее идеальный общественный строй будущего(лит.). Историк 18 в. М. М. Щербаков написал утопию под названием "Путешествие в землю Офирскую". (От названия вымышленной страны Utopia с идеальным общественным строем в одноименном романе англ. писателя Томаса Мора (15 - 16 вв.).)
Толковый словарь Ефремовой
1. ж.
1) Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования.
2) Литературное произведение, рисующее такой идеальный общественный строй.
2. ж.
Неосуществимая мечта; фантазия.
Толковый словарь В. И. Даля
греч. небывалая, блаженная страна; все мечтательное, несбыточное, грезы о счастии.
Орфографический словарь Лопатина
Уто́пия, -и (фантастическая страна) и уто́пия, -и (неосуществимая мечта; лит. жанр)
Новейший философский словарь
(греч.: оu -отрицательная частица, topos -место, т.е. "место, которого нет") - понятие для обозначения описаний воображаемого идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. от, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. на каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. - свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества. У. возможно трактовать также и в качестве мечты о совершенстве мира, способной обеспечить проверку и отбор наиболее функциональных моделей общественного развития. При этом трагизм процедур осуществления У. нередко истолковывается как следствие того, что У. являют собой "выражение антиприродного, надприродного измерения, которые могут быть только силой внедрены в сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагичной". У. в ряду идеальных конструкций человеческого разума способны отражать: мечту о мире постоянного и полного чувственного удовлетворения; поиск идиллических состояний благополучия, сдерживаемого моральными и эстетическими ограничениями; ориентацию на акцентированно упорядоченное разумным и нравственным государством благополучие; надежду на осуществление одушевленной цели торжества Добра над Злом вне материальных аспектов этого процесса; проект усовершенствования человеческого общества сугубо посредством организационно-интеллектуальных новаций и т.п. В античности У. тесно переплетались с легендами о "золотом веке", о "блаженных городах и территориях", являя собой, как правило, иллюстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и великих географич…
Полное определение слова «УТОПИЯ»