СТРАСТЬ -и, мн. -и, -ей, ж.
• 1. Сильная любовь, сильное чувственное влечение. Воспылать страстью к кому-н.
• 2. Сильно выраженное чувство, воодушевлённость. Страсти у спорщиков разгорелись. Со страстью делать что-н.
• 3. Крайнее увлечение, пристрастие к чему-н. Театр - его с. Увлечён до страсти чем-н. С. к картам. II унич. страстишка, -и, ж. (к 3 знач.).
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
СТРАСТЬ
СТРАСТЬ -и, мн. -и, -ей, ж, (прост.). Страх, ужас. Рассказывать про всякиестрасти. Натерпелся страстей. страсть, в знан. сказ. и парен. То же, что страх (в 3 знач.). С. устал. Влюблён - с.! Народу на улицах - с. * До страсти - очень сильно или очень много. До страсти перепугался. Народу собралось - до страсти. Страсти-мордасти (разг. шутл.) - о чём-н. очень страшном. Страсть как (какой) - то же, что страх как (какой). Страсть как перепугался. Народу страсть как много. Мороз страсть какой!
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
СТРАСТЬ
нареч. (простореч.). Очень, крайне, весьма. Ему страсть хочется взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею. Гончаров .
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
СТРАСТЬ
страсти, мн. страсти, страстей, ж. 1. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что-нибудь такое достигло до той степени, где уж перестает действовать рассудок? Гончаров . Давно ли народ твой игрушкой служил позорным страстям господина? Некрасов . Всю жизнь в толпе людей затерян, порой доступен их страстям. Тютчев .
к чему, с инф. и без доп. Сильное влечение к чему-н., постоянная склонность. В Маврушке ловкой зачем к пирожному припала страсть? Пушкин . Меня огорчает только твоя несчастная страсть к игре. Л. Толстой . Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть кур красть? Крылов . Мало-помалу новое занятие обращается у него в страсть. Ккрв. У ней (собаки) была такая страсть: что из мясного ни достанет, в минуту стянет. Крылов . 2. Сильная, безудержная любовь с крайним преобладанием чувственного, физического влечения. Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал. Пушкин . Наука страсти нежной, которую воспел Назон. Пушкин . Ты ему отдаешься со страстию. Блок. 3. преимущ. мн. Страдание, мучение (книжн. старин.). Страсти христовы (церк.). 4. Страх, ужас, нечто страшное (простореч.). - Развоевался так, что на поди. Страсти, да и только! Посуду колотит. А. Острвскй. Про эти места рассказывали страсти: проезжих разбивал атаман Есмень Сокол. А.Н. Толстой . До страсти (простореч.) - крайне, очень. Он до страсти любил карты. Тургенев . Любит до страсти свой низменный край. Некрасов .
к чему, с инф. и без доп. Сильное влечение к чему-н., постоянная склонность. В Маврушке ловкой зачем к пирожному припала страсть? Пушкин . Меня огорчает только твоя несчастная страсть к игре. Л. Толстой . Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть кур красть? Крылов . Мало-помалу новое занятие обращается у него в страсть. Ккрв. У ней (собаки) была такая страсть: что из мясного ни достанет, в минуту стянет. Крылов . 2. Сильная, безудержная любовь с крайним преобладанием чувственного, физического влечения. Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал. Пушкин . Наука страсти нежной, которую воспел Назон. Пушкин . Ты ему отдаешься со страстию. Блок. 3. преимущ. мн. Страдание, мучение (книжн. старин.). Страсти христовы (церк.). 4. Страх, ужас, нечто страшное (простореч.). - Развоевался так, что на поди. Страсти, да и только! Посуду колотит. А. Острвскй. Про эти места рассказывали страсти: проезжих разбивал атаман Есмень Сокол. А.Н. Толстой . До страсти (простореч.) - крайне, очень. Он до страсти любил карты. Тургенев . Любит до страсти свой низменный край. Некрасов .
Толковый словарь Ефремовой
СТРАСТЬ
1. ж.
1)
а) Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта.
б) Сильное влечение к чему-л., постоянная склонность.
2)
а) Сильная любовь с преобладанием чувственного, физического влечения.
б) перен. разг. Предмет такой любви.
2. ж. разг.-сниж.
Страх, ужас.
3. нареч. разг.-сниж.
1) Крайне, чрезвычайно.
2) Очень много, очень сильно.
4. предикатив разг.-сниж.
Очень, в высшей степени.
5. частица разг.-сниж.
Употр. при выражении изумления от чего-л., восхищения или ужаса в отношении кого-л., чего-л. многочисленного или очень большого, сильного.
1)
а) Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта.
б) Сильное влечение к чему-л., постоянная склонность.
2)
а) Сильная любовь с преобладанием чувственного, физического влечения.
б) перен. разг. Предмет такой любви.
2. ж. разг.-сниж.
Страх, ужас.
3. нареч. разг.-сниж.
1) Крайне, чрезвычайно.
2) Очень много, очень сильно.
4. предикатив разг.-сниж.
Очень, в высшей степени.
5. частица разг.-сниж.
Употр. при выражении изумления от чего-л., восхищения или ужаса в отношении кого-л., чего-л. многочисленного или очень большого, сильного.
Толковый словарь В. И. Даля
СТРАСТЬ
ж. страсти мн. (страдать) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особ. в знач. подвига, сознательное принятые на себя тяготы, мученичества. Страсти Христовы. Страсти св. мучеников. Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь, Псалм. Многия страсти претерпесте страданий, Евр. Всяких страстей в плену натерпишься. Страх, испуг, ужас, боязнь. Ух, какие страсти! Со страстей без ума стал. Страсть берет глядеть на это! Он бить не бьет, только страсть дает. Кабы эта страсть да к ночи! Половина страстей с костей (со счета). Бездна, прoпасть, тма, множество, сила, ужас что; ужас как, весьма сильно, крайне, страх много или страшно сильно. У них страсть денег. Страсть, как больно. Страсть хочется. Страсть, как он скуп. Денег страсть, да не во что класть. Что мне прясть, коли готового страсть? Страсть, душевный порыв к чему, нравственая жажда, жаданье, алчба, безотчетное влеченье, необузданное, неразумное хотенье. В животном страсти слиты в одно с рассудком, образуя побудку, а потому в страстях животного всегда есть мера; страсти человека, напротив, отделены от разумного начала, подчинены ему, но вечно с ним враждуют и никакой меры не знают. Всякая страсть слепа и безумна, она не видит и не рассуждает. Человек в страсти пуще зверя. Страсть к игре. Скупость легко обращается в страсть. Нет страсти неистовее безумной любви, но и она гаснет со временем; напротив, властолюбие, обратившись в страсть, растет с годами. Любовь и ненависть противоположные страсти. Его обуяла несчастная страсть. В нем есть страстишка к картежи. Страстный, ко страсти относящийся; обуянный страстью; кто, по нраву, часто и горячо увлекается, кем владеют чувства, а не рассудок. Страстный охотник, - игрок; - поклонник, влюбленный. - суд, судья, пристрастный и неправедный. Страстно любить; - судить. Страстная неделя, последняя неделя великого поста, перед светлою, посвященная памяти страстей, страданий Господних. -служба, - евангелие. Страстница, страстная седмица, неделя. Страстник, -ница, кто стр…
Полное определение слова «СТРАСТЬ» Этимологический словарь Фасмера
СТРАСТЬ
I
•I, ж., род. п. -и, укр. страсть, блр. страсць, др.-русск., ст.-слав. страсть πάθος, ὀδύνη (Супр.), чеш. strast "горе, страдание, печаль", слвц. strаst᾽ – то же. Во всяком случае, связано со страда́ть (см.), из *strad-tь. Не существует никакого родства с *tręsǫ (см. трясу́), вопреки Иоклю (AfslPh 28, 7). II
•II "страх", остра́стка, страща́ть. Связано со страх (Мi. ЕW 324; Преобр. II, 394). Эти слова сравнивают с лтш. struõstît, struõstêt "угрожать, предостерегать" (см. Эндзелин, KZ 44, 65 и сл.; М.–Э. 3, 1099).
•I, ж., род. п. -и, укр. страсть, блр. страсць, др.-русск., ст.-слав. страсть πάθος, ὀδύνη (Супр.), чеш. strast "горе, страдание, печаль", слвц. strаst᾽ – то же. Во всяком случае, связано со страда́ть (см.), из *strad-tь. Не существует никакого родства с *tręsǫ (см. трясу́), вопреки Иоклю (AfslPh 28, 7). II
•II "страх", остра́стка, страща́ть. Связано со страх (Мi. ЕW 324; Преобр. II, 394). Эти слова сравнивают с лтш. struõstît, struõstêt "угрожать, предостерегать" (см. Эндзелин, KZ 44, 65 и сл.; М.–Э. 3, 1099).
Орфографический словарь Лопатина
СТРАСТЬ
страсть, -и, мн. -и, -е́й
Орфографический словарь Лопатина
СТРАСТЬ
как стра́сть как...
Орфографический словарь Лопатина
СТРАСТЬ
какой стра́сть како́й...
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
СТРАСТЬ
см. горячность , любовь , очень
|| пылать страстью
|| пылать страстью
Психологический словарь
СТРАСТЬ
— см. Чувства , Эмоции.
Словарь по психоанализу
СТРАСТЬ
вожделение человека, не поддающееся контролю и оказывающее значительное воздействие на его мышление и поведение.
З. Фрейд уделял основное внимание рассмотрению бессознательных влечений человека. В одних работах он проводил различие между влечением и инстинктом, в других понятия «влечение» и «инстинкт» рассматривались в качестве равнозначных. Его представления о человеческих страстях входили в остов размышлений о влечениях и инстинктах как таковых, и в этом отношении сами страсти воспринимались как изначально присущие человеку, подобно влечению к деструктуивности или инстинкту агрессии.
Переосмысливая взгляды З. Фрейда на природу влечений человека, часть психоаналитиков по-иному подошли к трактовке человеческих страстей. Так, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) предложил такое видение человека, которое включало в себя культурные и социальные детерминанты. В работе «Бегство от свободы» (1941) он подчеркнул, что бессознательные стремления человека, включая любовь, ненависть, жажду власти, тенденцию к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ними, являются продуктами социального процесса формирования личности. Словом, «страсти человека и тревоги его – это продукт культуры».
В работе «Человек для себя» (1947) Э. Фромм подчеркнул, что большую часть «человеческих страстных влечений» невозможно объяснить силой инстинктов, а индивид обладает такими страстями, которые могут быть сильнее стремления к самосохранению. В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он провел различие между инстинктами и страстями. Инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере. Произрастающие из характера страсти (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм и др.) соответствуют экзистенциальным потребностям человека. Если инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, то страсти – ответ на его экзистенциальные потребности. В отличие от инстинктов ст…
Полное определение слова «СТРАСТЬ» З. Фрейд уделял основное внимание рассмотрению бессознательных влечений человека. В одних работах он проводил различие между влечением и инстинктом, в других понятия «влечение» и «инстинкт» рассматривались в качестве равнозначных. Его представления о человеческих страстях входили в остов размышлений о влечениях и инстинктах как таковых, и в этом отношении сами страсти воспринимались как изначально присущие человеку, подобно влечению к деструктуивности или инстинкту агрессии.
Переосмысливая взгляды З. Фрейда на природу влечений человека, часть психоаналитиков по-иному подошли к трактовке человеческих страстей. Так, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) предложил такое видение человека, которое включало в себя культурные и социальные детерминанты. В работе «Бегство от свободы» (1941) он подчеркнул, что бессознательные стремления человека, включая любовь, ненависть, жажду власти, тенденцию к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ними, являются продуктами социального процесса формирования личности. Словом, «страсти человека и тревоги его – это продукт культуры».
В работе «Человек для себя» (1947) Э. Фромм подчеркнул, что большую часть «человеческих страстных влечений» невозможно объяснить силой инстинктов, а индивид обладает такими страстями, которые могут быть сильнее стремления к самосохранению. В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он провел различие между инстинктами и страстями. Инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере. Произрастающие из характера страсти (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм и др.) соответствуют экзистенциальным потребностям человека. Если инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, то страсти – ответ на его экзистенциальные потребности. В отличие от инстинктов ст…