Большой российский энциклопедический словарь
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ, категории товарного произ-ва. Спрос - обществ. потребность, выраженная в ден. форме и обеспеченная платёжными средствами; размеры спроса зависят прежде всего от уровня ден. доходов населения и сумм, выделяемых производителями на приобретение средств произ-ва. Под предложением обычно понимается совокупность товаров и услуг, к-рые могут быть реализованы на рынке. Предложение формирует спрос через ассортимент произведённых товаров и через их цены. В свою очередь спрос определяет объём и структуру товарного предложения. Соотношение С. и п.- один из ценообразующих факторов.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
СПРОС -а (-у), м.
• 1. с кого. Требования к тому, кто должен нести ответственность, отвечать за что-н. (разг.). С руководителя особый с. С тебя и спросу нет.
• 2. на что. Требование на товары со стороны покупателя. С. на книги. С. и предложение. * Без спроса (спросу) (разг.) - не спросившись, не получив разрешения. Взял без спросу. Что за спрос? кто (разг. неодобр.) - какое имеет право спрашивать? Ты что за спрос? Попытка не пытка, а спрос не беда (поел.)- спросить или попытаться можно, это ничему не повредит.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
спроса, м. 1. Действие по глаг. спросить в 1, 2 и 3 знач. - спрашивать (разг.). Попытка не пытка, спрос не беда. Пословица. Ты на спрос отвечать не скучал. Некрасов. Они меня стеснили беспрестанным спросом про барина: что, дескать, да как у них. Достоевский. Пошли спросы да вопросы. 2. только ед. Требование на товары со стороны покупателя (экон.). Спрос вызывает предложение. Растет спрос на мануфактуру. Предъявить спрос на что-н. Спрос на рабочую силу. Нет спроса на этот товар.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Спрос и предложение
≈ два главных фактора, определяющих цены на рынке. Под С. разумеется количество товаров, которое желают купить на рынке лица, обладающие нужными для этой покупки средствами. Предложением называется количество товаров, представленное на рынок для продажи. С. и предложение играют роль в теории меновой ценности, так как от взаимного их отношения зависят рыночные цены. Если С. и предложение равны между собой, то цена товара равняется его меновой ценности, определяемой количеством общественно-необходимого для производства товара труда. Если С. окажется выше предложения, то рыночная цена будет подниматься и останется на повышенном уровне до тех пор, пока предложение не придет в соответствие со С. При превышении предложения над С. происходит обратное ≈ понижение цены ниже нормальной ценности, опять-таки на время, пока с предложением не сравняется С. Существует целая теория (см. Ценность), которая ставит образование меновой ценности всецело в зависимость от соотношения С. и предложения, видя в них два единственных фактора образования ценности.
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
см. желание , испытание , спрашивать , требование
|| иметь спрос