СИНТА́ГМА (греч. syntagma, букв. - вместе построенное, соединённое),
• интонационно- смысловое единство, к-рое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.
• Сложный языковой знак, обычно двучленный, составленный из слов или морфем, соединённых определ. типом связи (напр., определительной).
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
СИНТАГМА
синтагмы, ж. (греч. syntagma, букв нечто соединенное) (лингв.). сочетание слов или частей слов, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого.
Толковый словарь Ефремовой
СИНТАГМА
ж.
Словосочетание, представляющее собою цельную синтаксическую интонационно-смысловую конструкцию, в которой слова - главное и зависимое - сочетаются по определенным правилам.
Словосочетание, представляющее собою цельную синтаксическую интонационно-смысловую конструкцию, в которой слова - главное и зависимое - сочетаются по определенным правилам.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
СИНТАГМА
Синтагма в военном деле
см. Фаланга.
см. Фаланга.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
СИНТАГМА
Синтагма сочинение
(συν ≈ со и ταγμα, приказание, полк в стройном порядке, от τασσω ≈ привожу в порядок) ≈ название или заглавие сочинения, дающего систематическое обозрение предметов одной научной или практической области. Знаменитейшая "алфавитная С. ≈ свод всех предметов, содержащихся в священных канонах" составлена в XIV в. монахом константинопольским Матвеем Властарем (см.). См. Синопсис.
(συν ≈ со и ταγμα, приказание, полк в стройном порядке, от τασσω ≈ привожу в порядок) ≈ название или заглавие сочинения, дающего систематическое обозрение предметов одной научной или практической области. Знаменитейшая "алфавитная С. ≈ свод всех предметов, содержащихся в священных канонах" составлена в XIV в. монахом константинопольским Матвеем Властарем (см.). См. Синопсис.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
СИНТАГМА
Синтагма часть комедии
≈ так называется некоторыми учеными в древнегреческой политической комедии первого периода (Аристофана) ее главная часть, в которой излагается ее основная мысль; она соответствует катастрофе (т. е. полному изменению драматической ситуации) в трагедии и в более поздней комедии. Размером своим С. отличается от прочих частей комедии и всегда написана тетраметрами. Из дошедших до нас 11 комедий Аристофана 8 сохранили свои С. до сих пор, а о 3-х остальных также имеются основания предполагать, что С. в них существовали. По содержанию в С. преобладает серьезный элемент, так что даже места очевидно шуточного содержания произносятся серьезным тоном. Действующие лица в С. следующие: обвинитель и обвиняемый ≈ точнее, оба противника; судья; шут; хор. Все стихи серьезного содержания, относящиеся к самой сущности спора, были произносимы двумя противниками; все стихи шуточного содержания произносились третьим лицом; хор принимал участие лишь в строфах и вступительных двустишиях к С. Необходимыми действующими лицами являются лишь противники; вообще число актеров в С. не превышает трех, судья и шут часто соединены в одной роли. В полной С. имеется 9 существенных частей: просинтагма, ода, вступительное двустишие, С., пнигос, антода, вступительное двустишие, антисинтагма и антипнигос, и 3 случайные части: мезод, телеосинтагмическое четверостишие и эписинтагмий. Просинтагма необходима для мотивирования ситуации и для определения условий спора; в одах хор выражает свое сочувствие тому или другому противнику; в двустишиях он дает знак к открытию спора, который составляет содержание С. и пнигосов. В мезодах нетерпеливые противники прерывают песню хора; в эписинтагмии они продолжают перебраниваться даже после официального прекращения спора; телеосинтагмическое четверостишие имеет содержанием приговор судьи или хора. В аттической комедии С. является одной из необходимых частей, наряду с пародом и парабазой (см.). Ср. Ф. Зелинский, "О синтагмах в древней греческой комедии" (СПб., 188…
Полное определение слова «СИНТАГМА» ≈ так называется некоторыми учеными в древнегреческой политической комедии первого периода (Аристофана) ее главная часть, в которой излагается ее основная мысль; она соответствует катастрофе (т. е. полному изменению драматической ситуации) в трагедии и в более поздней комедии. Размером своим С. отличается от прочих частей комедии и всегда написана тетраметрами. Из дошедших до нас 11 комедий Аристофана 8 сохранили свои С. до сих пор, а о 3-х остальных также имеются основания предполагать, что С. в них существовали. По содержанию в С. преобладает серьезный элемент, так что даже места очевидно шуточного содержания произносятся серьезным тоном. Действующие лица в С. следующие: обвинитель и обвиняемый ≈ точнее, оба противника; судья; шут; хор. Все стихи серьезного содержания, относящиеся к самой сущности спора, были произносимы двумя противниками; все стихи шуточного содержания произносились третьим лицом; хор принимал участие лишь в строфах и вступительных двустишиях к С. Необходимыми действующими лицами являются лишь противники; вообще число актеров в С. не превышает трех, судья и шут часто соединены в одной роли. В полной С. имеется 9 существенных частей: просинтагма, ода, вступительное двустишие, С., пнигос, антода, вступительное двустишие, антисинтагма и антипнигос, и 3 случайные части: мезод, телеосинтагмическое четверостишие и эписинтагмий. Просинтагма необходима для мотивирования ситуации и для определения условий спора; в одах хор выражает свое сочувствие тому или другому противнику; в двустишиях он дает знак к открытию спора, который составляет содержание С. и пнигосов. В мезодах нетерпеливые противники прерывают песню хора; в эписинтагмии они продолжают перебраниваться даже после официального прекращения спора; телеосинтагмическое четверостишие имеет содержанием приговор судьи или хора. В аттической комедии С. является одной из необходимых частей, наряду с пародом и парабазой (см.). Ср. Ф. Зелинский, "О синтагмах в древней греческой комедии" (СПб., 188…
Словарь иностранных слов
СИНТАГМА
[гр. syntagma букв, нечто соединенное] - лингв. 1) цельная синтаксическая интонационно-смысловая единица (слово или группа слов); напр., следующие стихи пушкина делятся на 4 синтагмы: "три девицы | под окном | пряли ] поздно вечерком"; 2) сочетание слов или частей слова, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого, напр, возящий воду - водовоз; 3) основная синтаксическая единица, выступающая во многих вариантах, обусловленных синтаксическим контекстом.
Орфографический словарь Лопатина
СИНТАГМА
синта́гма, -ы
Украинский толковый словарь
СИНТАГМА
синта́гма
-и, ж. , лінгв.
1. Відрізок усного мовлення чи написаного тексту, який вирізняється в межах речення як певна синтаксична та інтонаційно-смислова єдність.
2. Сполучення або злиття двох суміжних мовних одиниць будь-якого рівня, розташованих у певній лінійній послідовності в мовному потоці.
-и, ж. , лінгв.
1. Відрізок усного мовлення чи написаного тексту, який вирізняється в межах речення як певна синтаксична та інтонаційно-смислова єдність.
2. Сполучення або злиття двох суміжних мовних одиниць будь-якого рівня, розташованих у певній лінійній послідовності в мовному потоці.
Большой русско-английский словарь
СИНТАГМА
жен.
линг. syntagma
линг. syntagma
Большой русско-украинский словарь
СИНТАГМА
сущ. жен. рода лингв. синтагма
Русско-испанский словарь
СИНТАГМА
синт́агма
ж. лингв. sintagma m
ж. лингв. sintagma m
Русско-итальянский словарь
СИНТАГМА
ж. лингв.
sintagma m
sintagma m
Русско-чешский словарь
СИНТАГМА
kólon
Русско-белорусский словарь
СИНТАГМА
сінтагма
Русско-голландский словарь
СИНТАГМА
синта́гма
f
ling. syntagme het
f
ling. syntagme het
Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005
СИНТАГМА
– цельная синтаксическая интонационно-смысловая единица (слово или группа слов). Например, следующие стихи Пушкина делятся на четыре синтагмы:
Три девицы/ под окном/ пряли/ поздно вечерком.
Три девицы/ под окном/ пряли/ поздно вечерком.