Синтагма часть комедии
≈ так называется некоторыми учеными в древнегреческой политической комедии первого периода (Аристофана) ее главная часть, в которой излагается ее основная мысль; она соответствует катастрофе (т. е. полному изменению драматической ситуации) в трагедии и в более поздней комедии. Размером своим С. отличается от прочих частей комедии и всегда написана тетраметрами. Из дошедших до нас 11 комедий Аристофана 8 сохранили свои С. до сих пор, а о 3-х остальных также имеются основания предполагать, что С. в них существовали. По содержанию в С. преобладает серьезный элемент, так что даже места очевидно шуточного содержания произносятся серьезным тоном. Действующие лица в С. следующие: обвинитель и обвиняемый ≈ точнее, оба противника; судья; шут; хор. Все стихи серьезного содержания, относящиеся к самой сущности спора, были произносимы двумя противниками; все стихи шуточного содержания произносились третьим лицом; хор принимал участие лишь в строфах и вступительных двустишиях к С. Необходимыми действующими лицами являются лишь противники; вообще число актеров в С. не превышает трех, судья и шут часто соединены в одной роли. В полной С. имеется 9 существенных частей: просинтагма, ода, вступительное двустишие, С., пнигос, антода, вступительное двустишие, антисинтагма и антипнигос, и 3 случайные части: мезод, телеосинтагмическое четверостишие и эписинтагмий. Просинтагма необходима для мотивирования ситуации и для определения условий спора; в одах хор выражает свое сочувствие тому или другому противнику; в двустишиях он дает знак к открытию спора, который составляет содержание С. и пнигосов. В мезодах нетерпеливые противники прерывают песню хора; в эписинтагмии они продолжают перебраниваться даже после официального прекращения спора; телеосинтагмическое четверостишие имеет содержанием приговор судьи или хора. В аттической комедии С. является одной из необходимых частей, наряду с пародом и парабазой (см.). Ср. Ф. Зелинский, "О синтагмах в древней греческой комедии" (СПб., 1883).