Большой российский энциклопедический словарь
РОМАНТИ́ЗМ (франц. romantisme), идейное и худ. направление в европ. и амер. духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Франц. рев-ции кон. 18 в., в рационализме идеологии Просвещения, в идеях обществ. прогресса, Р. противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремлённость к безграничной свободе и "бесконечному", жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражд. независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтич. мировосприятия и иск-ва. Утверждение самоценности духовно-творч. жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворённой и целительной природы, у мн. романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной" стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска, поэтику двоемирия. Интерес к нац. прошлому (нередко его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и др. народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и лит-ры), идея синтеза иск-в нашли выражение в идеологии и практике Р. Р. в музыке сложился в 20-х гг. 19 в. под влиянием лит. Р. и развивался в тесной связи с ним, с лит-рой вообще (обращение к синтетич. жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инстр. миниатюре и муз. программности). Характерное для Р. внимание к внутр. миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально напряжённому, что определило главенство музыки и лирики в Р. В изобр. иск-ве Р. наиб. ярко проявился в живописи и графике, менее отчётливо - в скульптуре и архитектуре (напр., неоготика ). Большинство нац. школ Р. в изобр. иск-ве сложилось в борьбе с офиц. академич. классицизмом. Гл. предст. Р.: в лит-ре - Новалис, Жан Поль, Э.Т.А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П.Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев; в музыке - Ф. Шуберт, К.М. фон Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман, И. Брамс…
Полное определение слова «РОМАНТИЗМ»
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
РОМАНТИ́ЗМ -а, м.
• 1. Направление в искусстве конца 18 - первой четверти 19 в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств.
• 2. Направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. Революционный р.
• 3. Умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью (книжн.). II прил. романтический, -ая, -ое. |
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
романтизма, мн. нет, м. (фр. romantisme). 1. Направление в литературе и искусстве первой четверти 19 века, боровшееся с канонами классицизма 18 века, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в своем творчестве исторические и народнопоэтические темы (лит.). 2. Умонастроение, характеризующееся преобладанием мечтательной созерцательности и чувства над рассудком, идеализацией действительности (книжн.). Романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. Белинский.
Толковый словарь Ефремовой
1. м.
1) Направление в литературе и искусстве, возникшее в начале XIX в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план личность и чувства и использовавшее в своем творчестве исторические и народно-поэтические темы.
2) Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением в ярких образах показать высокое назначение человека.
2. м.
1) Мироощущение, характеризующееся идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью и чувствительностью.
2) Эмоционально-приподнятое, возвышенное отношение к чему-л.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ Р. можно понимать, с одной стороны, как известное поэтическое настроение, а с другой ≈ как историческое явление, характерно выразившееся в европейской литературе первой половины XIX столетия. Сущность романтического настроения выясняется Белинским в его статьях о Пушкине. "В теснейшем и существеннейшем своем значении, ≈ говорит Белинский, ≈ Р. есть ничто иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. В груди и сердце человека заключается таинственный источник Р.: чувство, любовь есть проявление или действие Р., и потому почти всякий человек ≈ романтик. Исключение остается только или за эгоистами, которые кроме себя никого любить не могут, или за людьми, в которых священное зерно симпатии и антипатии задавлено и заглушено или нравственной неразвитостью, или материальными нуждами бедной и грубой жизни. Вот самое первое, естественное понятие о Р.". При таком широком определении Р., Белинский вполне естественно находит его во всех странах, во все периоды развития мировой литературы, так как "человек по натуре своей всегда был, есть и будет один и тот же". Р. есть и на Востоке, "мифы которого ≈ самое верное свидетельство романтической жизни народов и выражают одно неутолимое вожделение ≈ одно чувство: сладострастие, ≈ одну идею: вечную производительность природы"; в греческом Р. "любовь является уже в высшем моменте своего развития: там она ≈ чувственное стремление, просветленное и одухотворенное идеей красоты; это изящное, проникнутое грациею наслаждение"; в этом античном Р. был сильный мистический элемент, выражавшийся в "борьбе титанических естественных и сердечных стремлений против олимпийских богов"; в средние века "Р. составлял беспримерную самобытную силу, которая, не будучи ничем ограничиваема, дошла до последних крайностей противоречия и бессмыслицы, так как этим странным миром средних веков управлял не разум, а сердце и фантазия"; "Р. нашего времени есть сын Р. средних веков, но он же очень сродни и Р. греческому, он ес…
Полное определение слова «РОМАНТИЗМ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Романтизм в живописи
≈ см. Классицизм и романтизм в живописи.
Орфографический словарь Лопатина
романти́зм, -а
Украинский толковый словарь
романти́зм
-у, ч.
1. Напрям у європейській літературі й мистецтві, який виник наприкінці 18 – на початку 19 ст.; його представники боролися проти канонів класицизму, висували на перший план інтереси особи та почуття і використовували у своїй творчості історичні та народно-поетичні теми.
2. Художній метод літератури й мистецтва, пройнятий оптимізмом і прагненням показати в яскравих образах високе призначення людини.
3. Умонастрій, який характеризується ідеалізацією дійсності, мрійливою споглядальністю.
Большой русско-английский словарь
муж. romanticism
м. romanticism
Русско-немецкий словарь
романтизм м Romantik f
Большой русско-украинский словарь
сущ. муж. рода , только ед. ч. лит. романтизм -у
Русско-французский словарь
м.
romantisme
m
Русско-испанский словарь
романт́изм
м. romanticismo m
Русско-итальянский словарь
м.
romanticismo тж. перен.; sentimentalismo чаще перен.
Русско-чешский словарь
romantismus
Русско-белорусский словарь
рамантызм
Русско-польский словарь
romantyzm;
Русско-голландский словарь
романти́зм
m
hist. / lit. romantíek;
( ovdr. ) dromerigheid, romantisme het
Русско-узбекский словарь
романтизм м
1 лит., иск. романтизм (19- асрнинг биринчи чорагида яратилган адабиёт ва саньат оќими бўлиб, у классицизм аќидаларига ќарши чиќќан ћамда миллий ва индивидуал ўзига хосликка, идеал ќаћрамонлар ва ћис-туйѓуларни тасвирлашга интилган);
2 лит., и
Русско-турецкий словарь
м 1> лит., иск. romantizm 2> ( умонастроение ) romantiklik
Русско-эсперантский словарь Е. А. Бокарёва
romantikismo, romantiko.
Новейший философский словарь
сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа 18-19 вв., затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и т.д.). Сущностные черты Р. нашли свое наиболее полное выражение в творчестве немецких романтиков, прежде всего - Йенского кружка (братья Ф. и А. Шлегели, Новалис, Ваккенродер, Л. Тик, Шеллинг), гей-дельбергских романтиков (А. фон Арним, Брентано, И. Гер-рес), а также Гельдерлина, Г. Клейста, Гофмана и др. Р. нельзя назвать "школой" или "системой взглядов" как в силу его противоречивости, так и вследствие того, что в его основу легло принципиально новое мироощущение человека, чуждое прежней страсти к системосозидательству как некому универсальному опосредованию связи между Я и миром. "Лучше уж суеверие, чем системоверие" (Ваккенродер) - один из девизов P.P. - это скорее "новый способ переживания жизни" (А. Блок) или попытка найти и дать адекватное осмысление новому характеру отношений между человеком и миром. Своего рода "общим местом" является утверждение, что Р. наряду с немецкой классической философией явился духовной реакцией на негативные социальные последствия Великой Французской революции. Это утверждение верно ровно настолько, насколько допустимо воспринимать саму революцию как некий кульминационный пункт в прогресси-стском движении рационалистически-ориентированной европейской культуры и как симптом культурного сдвига, знак перелома эпох. Специфика Р. была предопределена переходным характером эпохи. Отчасти этим объясняется "эстетизм" романтиков, их тяготение к языку искусства как наиболее адекватной и плодотворной возможности созидания новой реальности, выстраивания "артистического ковчега спасения" (К. Свасьян) на обломках старой культуры. Это роднит эпоху Р. со всеми переходными эпохами, когда человек становится "художником по преимуществу", пытаясь внести гармонию в хаос, создать новый мир, пусть изнутри собственного Я. Несколько десятилетий Р. на рубеже 18-1…
Полное определение слова «РОМАНТИЗМ»
Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005
– направление в литературе, возникшее в конце ХVIII века и распространившееся в первой четверти ХIХ века в большинстве стран Европы (в том числе и в России), а также в США. «Романтизм – это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение» (Стендаль). . В широком смысле слова Р. художественный метод, в котором доминирующее место занимает субъективная позиция автора по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, что ведёт к развитию в особенности условных форм творчества. Для Р. характерен особый интерес к личности, её характеру и взаимоотношениям с окружающей действительностью, но стремление художника выразить своё отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов. Это придаёт произведению повышенную эмоциональность, а противопоставление реальному миру мира идеального рождает неудовлетворённость, разочарование в буржуазной действительности, ностальгию по прошлому. «Сфера романтизма – вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все неопределённые стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею» (В.Г. Белинский).