Большой российский энциклопедический словарь
РЕАЛИ́ЗМ (от ср.-век. лат. rеаlis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, к-рая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, ср.-век. схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познават. процесса и опыта (филос. Р. 20 в.). Ср.-век. Р. утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. См. Номинализм и Концептуализм . Р. научный - направление в совр. зап. философии науки, признающее существование объективной реальности и возможность её истинного познания в ходе ист. эволюции науч. теорий. Осн. представители - X. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А. Масгрейв, Г. Харре.
Большой российский энциклопедический словарь
РЕАЛИ́ЗМ в искусстве,
• понятие, характеризующее познават. функцию иск-ва: правда жизни, воплощённая специфич. средствами иск-ва, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её худ. познания. Так, широко понимаемый Р. - осн. тенденция ист. развития иск-ва, присущая разл. его видам, стилям, эпохам (говорят о Р. в древнем и ср.-век. фольклоре, в иск-ве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А.С. Пушкина).
• Исторически конкретная форма худ. сознания нового времени, начало к-рой ведут либо от Возрождения ("ренессансный Р."), либо от Просвещения ("просветительский Р."), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно Р."). Ведущие принципы Р. 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их худ. индивидуализации (т.е. конкретизации как нац., ист., социальных примет, так и физич., интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравств. идеала, личностного и массового, мифологизированного, сознания). Среди крупнейших представителей Р. в разл. видах иск-ва 19-20 вв. - Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М. Твен, А.П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А.И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.П. Мусоргский, М.С. Щепкин, К.С. Станиславский.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
РЕАЛИЗМ -й,м. I. Направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. Критический р. Р. русской литературы 19 века.
• 2. Ясное и трезвое понимание действительности при осуществлении чего-н. Политический р. II прил. реалистический, -ая, -ое. Реалистическое искусство. Р. стиль. Р. взгляд на жизнь.
Толковый словарь Ефремовой
1. м.
1) Направление в литературе и искусстве, ставящее целью дать правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах.
2) Метод правдивого изображения действительности в литературе и искусстве.
2. м.
Способность ясно понять и реально оценить окружающую действительность при осуществлении чего-л.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Реализм и натурализм в живописи
≈ Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819≈1877) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому, избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно ≈ рабочего, трудового класса. Если в литературе слово "натурализм" получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определенно, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим ≈ не в духе французского языка. Направления в живописи определяются не только родом сюжетов, избираемых для картин, но и способом их выполнения по отношению к действительным предметам природы, которых изображение входит во всякую картину, к какому бы роду она не была отнесена (см. Живопись). Бытовая живопись, хотя и представляет изображение сцен действительной жизни, но легко допускает в себя и анекдотический элемент, поэтому она вообще не отождествляется с реальным направлением без особых оговорок. Во всяком случае бытовая живопись (жанр) ≈ родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. в то время, когда в Италии и во Франции господствовала живопись религиозных и мифологических сюжетов, да и в самой Фландрии были художники, писавшие на сюжеты не обыденной жизни. Никогда и нигде в продолжение последних четырех столетий не могло удержаться исключительно одно направление в живописи, а иногда появлялись художники, которых произведения были чрезвычайно многосторонни; таков был, например, Рубенс. В выборе реальных тем для картин голландцы пошли дальше бытовой живописи, так как у них начался и достиг высокой степени простой обыденный пейзаж с крестьянскими фигурами и домашними животными. Голландцы разрабатывали, кроме того, сюжеты неодушевленной природы, как то: цветы, плоды…
Полное определение слова «РЕАЛИЗМ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Реализм в литературе
≈ Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный ≈ воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный ≈ нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи ≈ в связи не только с ходом развития искусства, но и с иными разнообразными обстоятельствами ≈ придает большее значение то одному, то другому из них. Отсюда два противоположных направления в теории; одно ≈ реализм ≈ ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое ≈ идеализм ≈ видит назначение искусства в "пополнении действительности", в создании новых форм, причем исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько наперед данные, идеальные представления. Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Р. совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В ходячем употреблении термин "Р." означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола ≈ роману и фотографии ≈ картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением ее служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать еще один мир, совершенно тождественный с существующим. Копирование внешнего мира само по себе даже самой резкой реалистической теории никогда не представлялось целью искусства; в возможно верном воспроизведении действительности усматривался лишь залог творческой самобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция, академический канон, обязательное подражание классикам ≈ другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начин…
Полное определение слова «РЕАЛИЗМ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Реализм в философии
≈ философский термин, употребляемый в двух главных значениях и не имеющий ничего общего с Р. в искусстве и педагогике и т. п. Обыкновенно под Р. в философии разумеют направление противоположное номинализму; но иногда слово Р. служит для обозначения философского направления нового времени, выразителем которого был Гербарт (см.) со своими последователями. В Р. как направлении, противоположном номинализму, следует различать, с одной стороны, проблему, имеющую и до настоящего времени такое же значение, как тогда, когда она впервые была сознана, с другой стороны ≈ историческое проявление этой проблемы в средневековой схоластической философии. Философская проблема в схоластике рассматривалась не вполне свободно; в исследованиях вопроса господствовала или по крайней мере к ним присоединялась теологическая точка зрения. В схоластической философии борьба Р. с номинализмом окончилась победой номинализма; но в иной форме эта борьба продолжается и до настоящего времени. Сущность проблемы состоит в вопросе о значении общего. Реализм (в схоластическом смысле) приписывает действительность общим идеям (universalia sunt realia). Таким образом, этот Р. есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом. Платон в своем учении об идеях дал впервые вполне отчетливое решение проблемы в реалистическом духе, и реалисты всех времен в Платоне видят свой прототип. Последняя крупная реалистическая система принадлежит Гегелю, для которого, как для Платона, понятие (т. е. общее) составляет истинное бытие. Со времени падения гегелианства сила номинализма значительно возросла. Крайним представителем номинализма настоящего времени является индивидуализм (в лице, напр., Ницше), восходящий к левой стороне гегелевской школы (в особенности к Максу Штирнеру). По всей вероятности, мы вскоре увидим опять развитие реалистического направления как реакцию против крайнего индивидуализма. В схоластической философии поводом к спору реалистов с номиналистами послужила книга Порфирия "о пяти гласах" (γέν…
Полное определение слова «РЕАЛИЗМ»
Словарь иностранных слов
" позднелат. realls вещественный] - 1) направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, правдивое отражение действительности. для передового искусства и литературы прошлого характерен гл. обр. к р и т и ч е с к в и р., т. е. глубоко правдивое отражение жизни, вскрывающее несправедливость и бесчеловечность буржуазно-помещичьего строя; социалистический реализм - этап исторического развития реализма, основанный на утверждении социалистического общественного строя, - основной метод советской литературы и искусства и передовой литературы мира; социалистический р. предполагает правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. при этом художественное изображение действительности должно сочетаться с задачей коммунистического воспитания трудящихся; 2) наивный р. - естественное, стихийное, основанное на повседневном опыте и практике убеждение каждого человека в том, что вещи, мир существуют независимо от нас, от наших ощущений, от нашего сознания, в том виде, как мы их воспринимаем; 3) с я о -ластический р. - направление в средневековой схоластике (противоп. номинализму), признававшее объективную реальность общих понятий - универсалий, якобы существующих независимо от отдельных вещей; 4) критический р. - одно из современных течений англо-американской буржуазной философии (сан-таяна, лавджой, роджерс), объединяющее дуалистов в объективных идеалистов с непоследовательными естественнонаучными материалистами (селларс) на почве утонченного агностицизма; 5) * ясное понимание и учет условий действительности при осуществлении чего-л.
Орфографический словарь Лопатина
реали́зм, -а
Большой русско-английский словарь
муж. realism
м. realism
критический ~ иск. critical realism
Русско-немецкий словарь
реализм м (в разн. знач.) Realismus m тк. sg, неизм.
Большой русско-украинский словарь
сущ. муж. рода , только ед. ч. реалізм -у
Русско-французский словарь
м.
réalisme
m
крит'ический реал'изм — réalisme critique
Русско-испанский словарь
реал́изм
м. realismo m
• социалист'ический реал'изм — realismo socialista
• крит'ический реал'изм — realismo crítico
Русско-итальянский словарь
м.
realismo
социалистический реализм — realismo socialista
Русско-чешский словарь
realismus
Русско-белорусский словарь
рэалізм, критический реализм — крытычны рэалізм социалистический реализм — сацыялістычны рэалізм
Русско-польский словарь
realizm;
Русско-голландский словарь
реали́зм
m
realísme het
Русско-грузинский словарь
მ. რეალიზმი:
• критический р. კრიტიკული რეალიზმი;
• р. в планировании хозяйства მეურნეობის დაგეგმვის რეალიზმი.
Русско-узбекский словарь
реализм м
1 реализм, амалийлик (бирор нарсани амалга оширишда мавжуд шарт-шароитларни аниќ ћисобга олиш); ~ в планировании хозяйства хўжаликни планлаштиришдаги реализм (амалийлик);
2 реализм (воќеликни типик белгиларда ћаќќоний тасвирлаш, бадиий ўрганиш м
Русско-турецкий словарь
м
gerçekçilik
социалистический реализм — sosyalist gerçekçilik
Русско-латинский словарь
realismus [i, m] ; nuda rerum imitatio [onis, f];
Русско-эсперантский словарь Е. А. Бокарёва
realismo.
Русско-Эсперинг-Английский словарь - 10.600 русских слов.
real- real, -ity, -istic, -ism
(ещё: реальный, -ость, реалистичный) .
Новейший философский словарь
(лат. realis - действительный, вещественный) - направление мысли, основанное на презумпции наделения того или иного феномена онтологическим статусом независимой от человеческого сознания сферы бытия. В зависимости от того, что именно наделяется таким статусом, Р. дифференцируется на: 1)- стихийный Р., характерный для архаичных культур и основанный на онтологизации человеческих представлений о мире, в рамках которой предметом объективации выступает непосредственное содержание опыта); 2) - концептуальный Р., оформляющийся в контексте зрелой культурной традиции и - в противоположность стихийному Р. - основанный на рефлексивно осознанном дистанцировании объекта и мысли о нем. К концептуальному Р. относятся: (а) - Р. как философское направление, представленное онтологизацией общих понятий (средневековый Р.), предмета познания (неореализм и критический Р. в философии 20 в.), социальных отношений (см. Социальный Р.); (б) - Р. как художественный метод, основанный на презумпции объективного бытия конструируемой в процессе художественного творчества реальности. В качестве философского направления Р. объективно представлен уже в концепции "мира эйдосов" Платона; как осознающее себя направление конституируется в рамках средневековой схоластики в борьбе с номинализмом по проблеме универсалий. Если номинализм трактует последние как имена (nomina) реально существующих единичных объектов, то Р., напротив, базируется на презумпции объективной реальности универсалий (universalia sunt realia). Начиная с Августина, Р. синтетически объединяет в своем содержании установки платонизма с христианским креационизмом ("роды" и "виды" как идеальные образы будущих объектов в сознании Творца - у Августина; предбытие вещей как архетипов (arhetipum) в разговоре Бога с самим собой - у Ансельма Кентерберийского; самость (haecceitas) вещи, предшествующая ее бытию и актуализирующаяся в свободном волеизъявлении Божьем - у Иоанна Дунса Скота и т.п.). Крайний Р., основанный на трактовке универсалий как существующих вне и д…
Полное определение слова «РЕАЛИЗМ»
Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005
– 1) художественный метод нового времени, начало которого ведут либо от Возрождения (ренессансный реализм), либо от Просвещения (просветительский реализм), либо с 30-х гг. ХIХ в. (собственно реализм, или критический реализм). Ведущие принципы реализма: объективное изображение жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения наряду с использованием условных и фантастических форм; преобладающий интерес к проблеме личности и общества. «Искусство реализма мучительно ищет пути развития человека и человечества, отстаивает гуманистические идеалы, утверждает человека как высшую ценность» (Ю.Б. Бореев). 2) Р. – художественная правда, понятие, характеризующее познавательную функцию искусства и литературы, отражающее меру художественного познания действительности, которое осуществляется самыми разными художественными средствами. Существует критический реализм, натурализм, просветительский реализм, ренессансный реализм, социалистический реализм. «В центре внимания реализма находятся действующие в жизни закономерности, это позволяет ему с наибольшей полнотой отбирать объективно присущие ей черты. Это отграничивает реализм, с одной стороны, от романтизма, который обращается к образам, пересоздающим действительность, в стремлении уловить ещё не устоявшиеся её закономерности, а с другой стороны – от натурализма, эмпирически воспроизводящего частные стороны жизни» (Л.И. Тимофеев).