РЕАЛИ́ЗМ в искусстве,
• понятие, характеризующее познават. функцию иск-ва: правда жизни, воплощённая специфич. средствами иск-ва, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её худ. познания. Так, широко понимаемый Р. - осн. тенденция ист. развития иск-ва, присущая разл. его видам, стилям, эпохам (говорят о Р. в древнем и ср.-век. фольклоре, в иск-ве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А.С. Пушкина).
• Исторически конкретная форма худ. сознания нового времени, начало к-рой ведут либо от Возрождения ("ренессансный Р."), либо от Просвещения ("просветительский Р."), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно Р."). Ведущие принципы Р. 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их худ. индивидуализации (т.е. конкретизации как нац., ист., социальных примет, так и физич., интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравств. идеала, личностного и массового, мифологизированного, сознания). Среди крупнейших представителей Р. в разл. видах иск-ва 19-20 вв. - Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М. Твен, А.П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А.И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.П. Мусоргский, М.С. Щепкин, К.С. Станиславский.