Большой российский энциклопедический словарь
ПРО́ЗА (лат. рrosa), устная или письм. речь без деления на соизмеримые отрезки - стихи ; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизит. соотнесённость синтаксич. конструкций (периодов, предложений, колонов). Первонач. развились деловая, публицистич., религ.-проповеднич., науч., мемуарно-исповеднич. формы. Худ. П. (рассказ, повесть, роман) преим. эпична, интеллектуальна, в отличие от лирич. и эмоц. поэзии (но возможны лирич. проза и филос. лирика); возникла в антич. лит-ре; с 18 в. выдвинулась на первый план в составе словесного иск-ва.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ПРОЗА -ы, ж. I. Нестихотворная литература, в отличие от поэзии. Художественная п. Писать прозой.
• 2. перен. Будничное, повседневное в жизни. Житейская п. П. жизни. II прил. прозаический, -ая, -ое (к 1 знач.).
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
прозы, мн. нет, ж. (латин. prosa). 1. Нестихотворная литература; противоп. поэзия. Писать прозой. Над ними надписи и в прозе и в стихах. Пушкин. Современная проза. Проза Пушкина.
Вся практическая, не художественная литература (устар.). Доныне гордый наш язык к почтовой прозе не привык. Пушкин. 2. перен. Повседневность, будничная обстановка, то, что лишено красочности, яркости, живости. Средь лицемерных наших дел и всякой пошлости и прозы. Некрасов. Проза жизни или житейская проза.
Толковый словарь Ефремовой
ж.
1) Ритмически не организованная речь.
2) Нестихотворная литература.
3) перен. разг. Скучное однообразие; повседневность, будничность.
Толковый словарь В. И. Даля
ж. греч. обычная речь, простая, не мерная, без размера, противопол. стихи. Есть и мерная проза, в которой, однако, нет размера по слогам, а род тонического ударения, почти как в русских песнях, но гораздо разнообразнее. Прозаист, прозаик, прозаический писатель, пишущий прозой.
Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005
– 1) вид не стихотворной речи, повествование, устная или письменная речь без деления на соразмерные отрезки. П. отличается от стиха не только отсутствием ритма и рифмы, но главным образом тем, что чёткость прозаической речи может опираться только на синтаксис. Выразительные свойства стиха, наоборот, не зависят от синтаксиса, они подчинены конструктивным особенностям построения формы стихотворной речи, содержащей в себе системы параллельных рядов и повторяющихся элементов. 2) род литературы, художественные произведения не стихотворной формы: рассказ, роман, повесть и т.д. «Широко распространено мнение, что художественная проза по своей организации не имеет принципиальных отличий от обычной разговорной и письменной речи людей. В то же время многие исследователи, а также и мастера прозы утверждают, что в прозаических жанрах есть своя сложная и внутренне закономерная ритмическая струтура, принципиально отличающаяся от стихотворного ритма и всё же явно выводящая прозу – с этой точки зрения за рамки обычной речи» (В.В. Кожинов). «Наряду с делением литературы на роды (эпос, лирика, драма) существует её деление на поэзию и прозу. В обиходной речи лирические произведения нередко отождествляются с поэзией, а эпические – прозой. Подобное словоупотребление неточно. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические (стихотворные), так и прозаические (нестихотворные) произведения» (Г.Н. Поспелов).
Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005
рифмованная – появилась раньше, чем рифмованные стихи в античной риторике V в. до н.э. Риторы охотно применяли стилистические «украшения»: исоколон, антитезу, гомеотелевтон. Эти приёмы помогали подчеркнуть важность мысли и привлечь к ней особое внимание. Первое рифмованное стихотворное произведение появилось только в конце IV века н.э., это псалом св. Августина «против ереси донатистов».
Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ – жанр китайской прозы Х1Х века. Она вывела новых героев – певичек, обитательниц зелёных теремов.