ПОСЛОВИЦА: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ПОСЛОВИЦА

ПОСЛО́ВИЦА -ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Русские пословицы и поговорки. П. не мимо молвится (посл.). * Войта в пословицу - 1) стать общеизвестным благодаря своей характерности. Упрямство осла вошло в пословицу; 2) о чьих-н. словах, речениях: войти в общее употребление. Многие строки басен И. А. Крылова вошли в пословицу. II прил. пословичный, -ая, -ое. Пословичное выражение.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ПОСЛОВИЦА

пословицы, ж. Краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом. Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире. Достоевский. Войти в пословицу - стать общеизвестным, упоминаемым как постоянный пример, образец чего-н. Осел мой глупостью в пословицу вошел. Крылов.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ПОСЛОВИЦА

≈ сжатое, общеупотребительное изречение, живущее в народной речи. Содержание пословиц настолько разнообразно, что дать их определение на основании этого признака едва ли возможно; обыкновенно ≈ это общее суждение или наставление, относящееся к какой-нибудь стороне жизни. Форма пословиц ≈ если не считать ее обязательной афористической краткости ≈ также не представляет собой чего-либо постоянного. "Формальная двучленность" П. может считаться ее отличительным признаком только при сравнении ее с поговоркой: П. двучленна, как всякое логическое предложение; поговорка ≈ одна часть суждения, напоминающая о нем ≈ всегда одночленна. Наиболее характерный признак П. ≈ ее роль в обиходе, ее употребление. По происхождению П. аналогична с другими элементарными произведениями народного творчества; личные и групповые моменты связаны в ее создании неразрывно; меткое определение, удачное сравнение, сжатая и ясная формула могут принадлежать одному человеку, но в состав народной речи вводит их только употребление в аналогичных случаях; в этом только смысле и верно замечание Даля, что П. "не сочиняется, а рождается сама". С этой точки зрения нет разницы между П., перешедшей в речь из Библии или из басни Крылова, и чисто народной П., происхождение которой неизвестно: как та, так и другая стала П. лишь с тех пор как ее можно найти в обороте, с тех пор как она, так сказать, потеряла автора и сделалась элементом народной речи и народного мышления. Поэтому не представляют собой П. ни изречения Гете, долженствовавшие, по его мысли, стать пословицами (в "Spr üche in Reim en"), ни такие афористические стихи, как, напр., "Блажен кто с молоду был молод", ни даже такие совершенные подделки под строй и дух народной П., какие встречаются у кн. Одоевского ("Две головни и в чистом поле дымятся, а одна и на шестке гаснет"); нет П. там, где прибавляют, "как сказал такой-то". С другой стороны, едва ли можно согласиться с Э. Тэйлором ("Первоб. культура", I 81), что "перио…
Полное определение слова «ПОСЛОВИЦА»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ПОСЛОВИЦА

Пословица драматическая

(proverbe) ≈ литературная форма, принятая почти исключительно во Франции: небольшое драматическое произведение, в основу которого положена П. Созданная при Людовике XIII, она стала любимым развлечением высшего общества. Пьеса не сочинялась заранее: она импровизировалась в салоне. Салонное происхождение драматич. П. отразилось на всех ее чертах, внутренних и внешних; содержание ее было не сложно, обстановка самая простая (первоначально вовсе без декораций); сценой служила часть той же гостиной, где сидели зрители; отсюда другое название драматич. П. ≈ piece de paravent (paravent ≈ ширмочки, заменявшие на импровизированной сцене декорации и кулисы). В большинстве случаев П. не превышает одного акта; действующих лиц в ней редко больше трех. Ее достоинствами считаются ясность и простота действия, из которого с очевидностью должно вытекать желаемое нравоучение, живость и изящество диалога, всегда граничащего с блестящей causerie, изысканность психологических портретов, подчас доходящая до манерности. Требования сценического реализма едва ли могут быть предъявляемы к П.: это произведение вполне условного стиля, с особенностями которого надо считаться или отвергнуть его целиком. Несколько позже П. перестали быть импровизациями; так, г-жа де-Ментенон написала для сен-сирских институток 40 П. (напеч. в 1828 г.); каждая из этих пьесок заканчивалась пословицей, на тему которой она написана. Окончательно перенес П. из области импровизаций в сферу драматич. литературы Кармонтель (см.), автор "Proverbes dramatiques" (1768≈1781 и 1829), "Th éâ tre de campagne" (1755), "Nouveaux proverbes dramatiques" (1814) и "Pi èces iné dites" (1825). П. писал также Шарль Колле ("Th éâtre de Société ", 1767). "Mercure de France" конца XVIII в. полон образцами этого модного жанра. В начале XIX в. писали П. Этьен Госс ("Proverbes dramatiques", 1819) и Теодор Леклерк ("Proverbes dramatiques", 1823≈2…
Полное определение слова «ПОСЛОВИЦА»
Большой русско-английский словарь

ПОСЛОВИЦА

жен. proverb, saying войти в пословицу

пословиц|а - ж. proverb
войти в ~у become* а proverb, become* proverbial
~ даром не молвится погов. е a common proverb seldom lies