Пословица драматическая
(proverbe) ≈ литературная форма, принятая почти исключительно во Франции: небольшое драматическое произведение, в основу которого положена П. Созданная при Людовике XIII, она стала любимым развлечением высшего общества. Пьеса не сочинялась заранее: она импровизировалась в салоне. Салонное происхождение драматич. П. отразилось на всех ее чертах, внутренних и внешних; содержание ее было не сложно, обстановка самая простая (первоначально вовсе без декораций); сценой служила часть той же гостиной, где сидели зрители; отсюда другое название драматич. П. ≈ piece de paravent (paravent ≈ ширмочки, заменявшие на импровизированной сцене декорации и кулисы). В большинстве случаев П. не превышает одного акта; действующих лиц в ней редко больше трех. Ее достоинствами считаются ясность и простота действия, из которого с очевидностью должно вытекать желаемое нравоучение, живость и изящество диалога, всегда граничащего с блестящей causerie, изысканность психологических портретов, подчас доходящая до манерности. Требования сценического реализма едва ли могут быть предъявляемы к П.: это произведение вполне условного стиля, с особенностями которого надо считаться или отвергнуть его целиком. Несколько позже П. перестали быть импровизациями; так, г-жа де-Ментенон написала для сен-сирских институток 40 П. (напеч. в 1828 г.); каждая из этих пьесок заканчивалась пословицей, на тему которой она написана. Окончательно перенес П. из области импровизаций в сферу драматич. литературы Кармонтель (см.), автор "Proverbes dramatiques" (1768≈1781 и 1829), "Th éâ tre de campagne" (1755), "Nouveaux proverbes dramatiques" (1814) и "Pi èces iné dites" (1825). П. писал также Шарль Колле ("Th éâtre de Société ", 1767). "Mercure de France" конца XVIII в. полон образцами этого модного жанра. В начале XIX в. писали П. Этьен Госс ("Proverbes dramatiques", 1819) и Теодор Леклерк ("Proverbes dramatiques", 1823≈26 и 1828; "Nouv. proverbes dramat.", 1830 и 1833); П. последнего представляют собой маленькие картины нравов и имели в свое время значительный успех. Центром известных драматич. П. Альфреда де Мюссе является любовь; они вполне воспроизводят изящный стиль старых П., с примесью особой меланхолической усмешки, столь свойственной их автору. Его П. ≈ "Un Caprice", "Il faut qu'une porte soit ouverte ou ferm é e" "Il ne faut jurer de rien" ≈ первоначально не предназначались для сцены. Успехом пользовались также пьески Октава Фелье ("La Crise", "Le Village"), носившие название П., но, в сущности, более глубокие по содержанию, чем этот легкий, поверхностный жанр. Ср. Emile Chasles, "Etudes sur les proverbes dramatiques", в "Ath enaeum français" (1864). Ар. Г .