ПОДРАЖА́НИЕ,
• филос.-эстетич. понятие, восходящее к антич. учениям о мимесисе и характеризующее сущность худ. воспроизведения мира (П. природе как реализация изначально данных форм, эйдосов и т.п.). Получило особое распространение в эстетике Возрождения и классицизма 17-18 вв.
• В психологии и социологии - копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности.
Большой российский энциклопедический словарь
ПОДРАЖАНИЕ
ПОДРАЖА́НИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ, произв., сознательно воспроизводящее нек-рый лит. образец; степень близости к нему колеблется от вольного перевода ("Подражание итальянскому" А.С. Пушкина - "Как с древа сорвался...") и свободной стилизации до вполне самостоятельных произв. ("Подражание Шиллеру" Н.А. Некрасова - "Форме дай щедрую дань...").
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ПОДРАЖАНИЕ
ПОДРАЖАНИЕ -я, ср. I. см. подражать.
• 2. Произведение, подражающее какому-н. образцу. Литературное п. народной сказке. Жалкое п.
• 2. Произведение, подражающее какому-н. образцу. Литературное п. народной сказке. Жалкое п.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
ПОДРАЖАНИЕ
подражания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. подражать. Дети бывают склонны к подражанию. Сделать что-н. в подражание чему-н. 2. Изделие, произведение, подделывающее или воспроизводящее какой-н. образец. Подражание мрамору.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ПОДРАЖАНИЕ
≈ литературное произведение (почти всегда ≈ стихотворение), написанное в чужом стиле, свойственном отдельному писателю (у Пушкина: "Подражание А. Шенье") или целой литературе (у Байрона: "П. португальскому"). Стремление сохранить какие-либо характерные особенности чужого пошиба свойственно и иным литературным жанрам ≈ напр. пастиччио, пародии; но от последней П. отличается по цели, так как не заключает насмешки над оригиналом; оно стремится передать известные творческие мотивы в той форме, в какую, вероятно, облек бы их тот или иной автор ≈ индивидуальный творец или целый народ. П. иногда получает такое название лишь случайно, уже после того, как произведение готово и кажется автору напоминающим чью-либо манеру. Созданное сознательно и преднамеренно П. есть очень трудный литературный жанр; легко утрировать чужой стиль, но создавать в нем с сохранением чувства меры есть, в сущности, попытка перевоплотиться, усвоить себе чужую писательскую личность. Психологическая заманчивость этого жанра заключается именно в трудности писать от имени другого. Иногда подражанием ошибочно назыв. пародию (Некрасов, "Подражание Лермонтову": "Спи пострел, пока безвредный") и перевод (Козлова "П. Байрону: К Тирсе") и, наоборот, называют переводом П. (см. Псевдопереводы). В русской литературе известны подражания Пушкина (Корану, Песни Песней, Анакреону, Данту, Фаусту, Древним, Арабскому и др.), Лермонтова (Байрону: "Не смейся, друг"), Некрасова (Шиллеру: "Сущность" и "Форма") и др. В обширном смысле говорят также о П. как о следах влияния, оказанного одним поэтом на другого и литературою одного народа на литературную производительность другого, обыкновенно более молодого в культурном отношении. Факты этого рода составляют существенную часть истории каждой литературы. Ад. Г.
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
ПОДРАЖАНИЕ
воспроизведение, копия, пародия, плагиат. Здесь подражание достигает высоты оригинала. Ср. <Повторение> . См. воспроизведение , изображение , повторение
|| делать в подражание
|| делать в подражание
Психологический словарь
ПОДРАЖАНИЕ
(англ. imitation) — воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. субъекта. Син. имитация, мимезис. П. — один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. (Имеются экспериментальные данные о существовании безусловнорефлекторной мимической и вокальной имитации у новорожденных. — Ред.). Ребенок раннего и дошкольного возраста усваивает по П. предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью. Усвоение по П. предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае П. превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер П. встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.
Нарушения в развитии П. ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом.
П. может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное П. используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего и дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом в процессе обучения детей. П. играет существенную роль в жизни и деятельности человека, в частности, в овладении им нормами поведения, трудовыми навыками и др. См. Викарное научение, Моделирование, Модификация поведения.
Нарушения в развитии П. ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом.
П. может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное П. используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего и дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом в процессе обучения детей. П. играет существенную роль в жизни и деятельности человека, в частности, в овладении им нормами поведения, трудовыми навыками и др. См. Викарное научение, Моделирование, Модификация поведения.