Пилат Понтий
(или Понтийский ) ≈ римский прокуратор ("правитель", "игемон", έπιτρόπος), управлявший Палестиной как частью римской провинции Сирии во время земной жизни Иисуса Христа. Он был преемником Валерия Грата и 6-м прокуратором Иудеи. Подчиняясь легату Сирии как главному военному начальнику провинции, он имел, однако, значительные полномочия по делам своей области. Ко времени его прокураторства, продолжавшегося около десяти дет (26≈36 до Р. X.), относятся главные евангельские события: выступление Иоанна Крестителя с проповедью и вся общественная деятельность Иисуса Христа. О П. есть упоминания у светских писателей, напр., у И. Флавия и Тацита; по словам последнего, auctor nominis ejus Christus, Tiberio imperante, per procuratorem Pontium Pilatum supplicio affectus erat, т. е. виновник этого названия (секты христиан), Христос, в царствование Тиверия прокуратором Понтием Пилатом был предан казни (ann. XV, 44). Самнитянин по происхождению, П., по всей вероятности, состоял в родстве с самнитскими героями того же имени (от pilus ≈ дротик, копье). Своей высшей должности он достиг, по-видимому, далеко не чистым путем. Обычной его резиденцией была Кесария, но по большим праздникам и для важных административных дел он приезжал в Иерусалим и подолгу оставался там. Это был человек высокомерный и жестокий, с презрением относившийся к иудейскому народу. Его прокураторство было ознаменовано многими жестокостями и несправедливостями, до крайности ожесточившими против него весь народ. Величайшей его несправедливостью было его, хотя и неохотное, согласие на казнь ни в чем не повинного, по его собственному сознанию, Галилейского Учителя. Этой уступкой озлобленным врагам Христа П. хотел отчасти примирить их с собой и загладить перед ними прежние свои грехи; но он не достиг цели, на него был сделан в Рим донос, он лишен был должности императором Калигулой и, по преданию, лишил себя жизни (Евсевий, "Церковная история", II, 7). По другому преданию, он отправлен был в ссылку в Галлию, где и умер. Судьба П. сделалась предметом разных легенд, из которых одна приводит в связь с его бедственной судьбой название одной из гор в Швейцарии (см. соотв. ст.), где он будто бы и доселе ежегодно появляется в великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении. Кроме последних глав четвероевангелия, см. Philo, "Leg. ad Caj." (XXXVIII); Josephus, "Antiquitates" XVIII, 3, 1, 2; 4, 1, 2 и "Bell.", II, 9, 2≈4. Пилату приписывают так назыв. "Деяния Пилата" ≈ отчет императору Тиверию по делу о Христе; о них см. Lipsius: "Die Pilatus-Acten" (Киль, 1871). А. Л.