Большой российский энциклопедический словарь
ПЕДАГО́ГИКА (греч. раidagogik;), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Пед. учения появились на Др. Востоке (6-5 вв. до н.э.) и в Др. Греции (5-4 вв. до н.э.) как часть филос. систем. В 17-19 вв. специфика П. была выявлена в теориях Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Й.Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отеч. П. имели труды К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева и др. Проблемы образования решаются в совр. П. на основе филос. концепций человека, социально-психол. и психофизиол. исследований.
Большой российский энциклопедический словарь
"ПЕДАГО́ГИКА", ежемес. науч.-теоретич. журнал, с 1937 (осн. как "Сов. педагогика", с 1992 совр. назв.), Москва. Учредители (1998) - Трудовой коллектив редакции и РАО. 8 номеров в год.
Большой российский энциклопедический словарь
ПЕДАГО́ГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА, направление пед. теории и практики воспитания. Оформилось в сер. 80-х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в сов. школе. Ориентирует учителя на совм. творч. работу с учащимися.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ПЕДАГО́ГИКА -и, ж.
• 1. Наука о воспитании и обучении. Детская п. (наука о воспитании и обучении детей). Вузовская п. П. профессионального образования.
• 2. Воспитательные приёмы, воздействие (разг.). С трудными подростками - особая п. II прил. педагогический, -ая, -ое. Педагогические системы. П. факультет (со специализацией по педагогике). П. институт (готовящий учителей).
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
педагогики, мн. нет, ж. (греч. paidagogike). Наука о методах воспитания и обучения.
Толковый словарь Ефремовой
ж.
1) Научная дисциплина о воспитании и обучении.
2) Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.
3) разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
Толковый словарь В. И. Даля
ж. греч. наука о воспитании и обучении детей, молодежи. Педагогический институт, образующий учителей. Педагог, человек, посвятивший себя этому предмету.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(греч. παιδαγωγική) ≈ наука о воспитании и образовании. Необходимость этой науки впервые осознана Квинтилианом (см.), но взгляды на задачи воспитания, его объем и состав высказывались еще греческими философами. Пифагор высказывал такие понятия о воспитании, которые не утратили своего значения и в настоящее время. Считая гармонию одним из основных начал всего существующего, Пифагор перенес это представление и на человека. Привести в гармонию различные душевные отправления, достигнуть надлежащего равновесия между телесной и душевной стороной человеческого существа ≈ такова задача воспитания. Чтобы не вредить гармонии, Пифагор советует не действовать на честолюбие питомца, а также не прибегать к наказаниям. Лучшим средством для достижения гармонии служит привычка. Сократ, исходя из убеждения, что добродетель есть знание и что ей поэтому можно учиться, явился наставником афинского юношества и создателем особого приема преподавания, носящего его имя. Ряд наводящих вопросов как бы помогал мысли родиться в голове другого (Сократ сам себя называл акушером мысли). Больше разработаны взгляды на воспитание у Платона. Задавшись целью нарисовать картину возможно лучшего государственного строя, Платон в своем "Государстве" смотрит на воспитание, как на могучее орудие в руках власти. Так как высшую цель человеческой деятельности Платон видит в познании идей, то и все воспитание должно, по его мнению, давать необходимую подготовку к этому познанию. Не все, однако, оказываются способными созерцать идеи: часть молодежи, не обнаружившая в 20 и затем даже в 30 лет выдающихся способностей, поступает в ряды защитников отечества, те же, которые выдержали надлежащее испытание, продолжают дальнейшие занятия науками, главным образом диалектикой, наукой об идеях. Только в 50 лет оканчивается весь курс образования. Так вырабатываются философы, аристократы мысли, которым должны быть предоставлены все высшие государственные должности: познавая идеи, они в состоянии установить истинный государственный строй, все же остальные люди дол…
Полное определение слова «ПЕДАГОГИКА»
Словарь иностранных слов
[гр. paldagdgike] - наука о воспитании и обучении подрастающего поколения. советская педагогика базируется на прочном фундаменте марксистско-ленинской теории и имеет целью подготовить всесторонне развитых, культурных, образованных, высокоидейных, стойких, беззаветно преданных коммунистической партии, советской родине членов общества.
Орфографический словарь Лопатина
педаго́гика, -и
Большой русско-английский словарь
жен. pedagogics
pedagogics
Русско-немецкий словарь
педагогика ж Pädagogik f
Большой русско-украинский словарь
сущ. жен. рода , только ед. ч. педагогіка
Русско-французский словарь
ж.
pédagogie
f
Русско-испанский словарь
педаѓогика
ж. pedagogía f
Русско-итальянский словарь
ж.
pedagogia, pedagogica
Русско-чешский словарь
pedagogika
vychovatelství
Русско-белорусский словарь
педагогіка
Русско-польский словарь
pedagogika;
Русско-голландский словарь
педаго́гика
f
pedagogie(k), ópvoedkunde
Русско-грузинский словарь
მდ. პედაგოგიკა.
Русско-узбекский словарь
педагогика ж педагогика.
Русско-турецкий словарь
ж
eğitbilim, pedagoji
Русско-латинский словарь
paedagogia [ae, f], institutio [onis, f], disciplina [ae, f] de liberis educandis;
Новейший философский словарь
наука, объектом изучения которой является образование как особая область социокультурной действительности. Относительно этого объекта П. создает один или несколько научных предметов. П. - научная дисциплина, обеспечивающая средствами и знаниями те процессы и институты в обществе, которые задают преемственность поколений и воспроизводство самого общества как в имеющихся формах его существования, так и в новых, определяющих его развитие. По своей сути П. - это практическая философия. До сих пор среди педагогов и теоретиков П. широко распространено убеждение, что создание учебников, задачников, методических пособий по тем или иным учебным предметам, проектирование новых программ обучения и воспитания и т.п. и есть собственно научная задача П., ее научный продукт. Тем самым П. определяется ими как инструмент, своеобразное "техническое приспособление" по передаче информации. Но когда вопрос ставится таким образом, возникает вполне оправданный и обоснованный условиями контртезис, что П. вообще не наука, а технология. Характер научных предметов, которые складываются и должны сложиться в П., в известных границах зависит от многообразия задач, решаемых в педагогической практике, одновременно подчиняясь своей автономной логике. П. не есть некое специфическое знание учителя или педагога. Ее предмет - изучение содержания и особенность протекания базовых образовательных процессов. Рефлексия и разработка новых педагогических представлений идет либо с ориентацией на преемственность, воспроизводство и задание всеобщности функций образования, воспитания и подготовки, либо с ориентацией на их развитие, уникальность и подчеркивание различий. Всякая педагогическая система - даже там, где она выдает себя сама за чисто эмпирическую науку, - есть приложение к жизни философских воззрений ее автора. История образования фиксирует, что новые педагогические системы создавались и вводились философами-профессионалами (Я.А. Коменский, Дьюи), а история П. есть отражение истории философии (Платон, Локк, Руссо, Спенсер, Песталоцци, Кант…
Полное определение слова «ПЕДАГОГИКА»