ЛЕВ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ЛЕВ

Лев римские папы

≈ имя 13 пап. Л. I Великий (44 0≈461), родом из Тосканы или из Рима, первый из пап пользовался огромным авторитетом, как богослов; его учение об отношении божественной и человеческой природы во Христе было принято халкидонским собором. Л. обосновывал права своей кафедры не на политическом значении Рима, а на первенстве св. Петра между другими апостолами. С особенной суровостью Л. боролся против манихеев. Во время нашествия Аттилы Л. был послан с дарами удержать завоевателя от разграбления Италии и, по преданию, его красноречие спасло Рим от гуннов. Сложилась даже легенда, что сам апостол Петр во время речи папы грозил Аттиле огненным мечом. При нашествии на Рим вандала Гензериха, в 455 г., Л. удалось добиться от него обещания, что вандалы не будут убивать людей и сжигать церквей и что три церкви не будут разграблены. Сочинения Л. (96 проповедей и 173 письма) изданы в Beнеции (1733). См. Perthel, "Pabst Leos I Leben und Lehren" (Иена, 1845); Saint-Ch éron, "Histoire du Pontificat de St-Leon et de son siè cle" ; (П., 1846); Gore, "Leo the great" (Л., 1880); Bertani, "Vita de s. Leone" (Монца, 1880≈1881); "Св. Л., папа римский" (М., 1842). Л. II (682≈683), родом из Сицилии, славился красноречием, был знатоком музыки и реформировал церковное пение; перевел на латинский язык постановления 6-го вселенского собора. От него сохранилось 5 писем. Л. III (795≈816), родом из Рима. Считая франков самой надежной опорой св. престола, Л. тотчас после своего избрания отправил Карлу Великому, как римскому патрицию, ключи от гроба св. Петра и городское знамя и предлагал ему принять присягу от римского населения. Позже, подвергшись преследованию со стороны родственников предыдущего папы, он бежал к Карлу, в его лагерь в Падерборне. Карл, явившись в Рим, созвал собор для суда над папой и его противниками, но прелаты отказались судить папу, а его противники были осуждены на изгнание в Галлию. После этого, в Рождество 800 г., папа короновал и помазал Карла римским императором. В 810 г. Л. осудил на соборе в Риме прибавку в Символе Веры filioque (учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына). Его "Epistolae" изданы в Гельмштедте в 1647 г. См . Chantrel, "Leon III et la royauté pontificale dans VIII-e siè cle" (П., 1861). Л . IV (847≈855), родом из Рима, известен удачной борьбой с арабами и обширными постройками. В столкновениях с императорами Л. держится примирительного тона; заняв престол без императорского утверждения, он почтительно оправдывал это перед Лотарем опасностью от арабов. От него дошло несколько писем и одна речь. Л. V (907), родом из Италии, правил около месяца, затем был низвергнут кардиналом Христофором и умер в тюрьме. Л . VI (928≈929), родом из Рима, достиг престола насилием, с помощью известной Марозии, и правил несколько месяцев. От него сохранилось одно письмо. Л. VII (936≈939), родом из Рима, получил престол в то время, когда светскую власть в Риме захватил сын Марозии, Альберик II. Оставаясь орудием в руках тирана, Л., как благочестивый бенедиктинец, направил все свои усилия на поднятие церковной дисциплины в монастырях, но без особенного успеха. От него дошло несколько писем. Л . VIII (963≈965), родом из Рима, был поставлен Оттоном I вместо Иоанна XII; по удалении императора прежний папа вернулся, и после его смерти римляне выбрали Бенедикта V. Тогда Оттон еще раз захватил Рим и восстановил своего папу. Л. приписывают две буллы, предоставляющие, будто бы, императору право назначать всех епископов и самого папу и возвращающие ему дары Пипина и Карла Великого. Л . IX (1049≈1054), эльзасец Бруно, родственник императоров Конрада II и Генриха III, ревностный сторонник клюнийской реформы. Когда Генрих III назначил его папой, Л. принял это назначение только под условием его подтверждения каноническим избранием и явился в Рим босоногим пилигримом, в сопровождении молодого Гильдебранда (будущего папы Григории VII), под влиянием которого находился всю жизнь. Боролся против симонии и против законного и незаконного брака духовных лиц. С этой целью он почти непрерывно путешествовал по Италии, Германии и Франции, всюду собирая соборы под своим председательством, и осудил весьма многих епископов. Под конец правления он вступил в борьбу с норманнами, но попал в плен и получил свободу только после признания за ними права на завоеванные владения. В конце жизни он начал спор с константинопольским патриархом Михаилом Керуларием, требуя от него полного подчинения, а от византийского императора ≈ помощи против норманнов и подтверждения Константинова дара. Этот спор кончился решительным разделением церквей: 16 июля 1054 г. папские легаты положили на алтарь в св. Софии буллу, осуждавшую, за ересь, всю восточную церковь и прекращавшую церковное общение между Востоком и Западом. Папы тогда уж не было в живых: он умер в апреле того же года. От него дошли письма, проповеди и декреталии. Современная Л. IX биография его составленная Вибертом, напечатана у Muratori ("Scriptores", III). См . Hunkler, "Leo IX und seine Zeit" (Майнц, 1851); Delarc, "Un pape alsacien" (П., 1876); Brucker, "L'Alsace et l'Eglise au temps du pape L. IX" (Страсбург, 1889). Л. X (1513≈1521), Джованни Медичи, второй сын Лоренцо Великолепного, род. в 1475 г., семи лет принял тонзуру и получил много церковн. синекур; 13-ти лет был уже кардиналом. Получил блестящее гуманистическое образование в флорентийской академии, под руководством Анжело Полициано и других знаменитостей, а затем в пизанском унив. Много путешествовал по Франции и Германии. Юлий II назначил его наместником Перуджии, а затем, при начале войны между священной лигой и Францией ≈ легатом Болоньи и главнокомандующим папскими войсками. Л. принимал участие в равенской битве (1512) и был взят в плен, но бежал. Избранный папой 37 лет от роду, Л. принес на св. престол все достоинства и все недостатки современных ему гуманистов. Приписываемое ему изречение, что христианство ≈ доходная басня, весьма сомнительно; но несомненно, что религия не имела влияния ни на его частную жизнь, ни на его политику. К религиозным вопросам он относился со спокойным равнодушием; нравственные правила заменялись у него вкусами и инстинктами, которые не были лишены известной тонкости и благородства, хотя и омрачались чувственностью и необузданным эгоизмом. Его именем называют иногда золотой век итальянской культуры; но он был только щедрым меценатом ранее появившихся талантов. Просвещенный знаток всех видов литературы и искусства, Л. восстановил римский университет, тратил огромные суммы на библиотеки, постройки, картины, учредил особую коллегию для издания греческих классиков, приглашал к своему двору всевозможных ученых и артистов. Иногда сам папа пел с кем-нибудь из приезжих артистов; драматические произведения читались, иногда разыгрывались перед папой, даже такие, как знаменитая комедия Маккиавелли "Мандрогора", невозможная на современной сцене по непристойности содержания. Меценатство, охота и более низменные забавы требовали огромных средств; одна кухня поглощала половину доходов с Церковной Области. Вследствие этого добывание денег сделалось одной из руководящих целей политики Л. Так, в 1515 г. он заключил конкордат с Франциском I, по которому королю было предоставлено право решать в последней инстанции все церковные споры во Франции и назначать епископов, аббатов и приоров, но зато каждый вновь назначенный королем церковный сановник все доходы за 1-й год уплачивал папе. Постановления констанцского и базельского соборов, подчинявшие папу периодически созываемым соборам, были отменены. В 1517 г. был открыт действительный или мнимый заговор против папы и Л. сделал из него финансовую операцию: глава заговора, кардинал Петруччи, был казнен, обвиненные в соучастии кардиналы были лишены сана и подверглись конфискации имуществ, а затем папа продал 39 кардинальских шапок и выручил за них сумму, превышавшую его годовой бюджет. Вообще продажа церковных должностей, а также церковных сосудов практиковалась в самых широких размерах; приняты были меры для большего сбыта индульгенций, ради чего верующим было предоставлено выкупать умерших из чистилища. Тем не менее финансовая политика Л. окончилась неудачей: он умер неоплатным должником, его тиара была продана с молотка и, несмотря на это, все римские банкиры были наполовину разорены вследствие его банкротства. Торговля индульгенциями послужила ближайшим поводом к реформации. Другой руководящей целью политики Л. было доставление владений своим родственникам. В 1513 г. он заключил союз с императором Максимилианом, Англией и Испанией против Людовика XII и Венеции, но вслед затем, изменив союзникам, вступил в соглашение с Францией, чтобы приобрести для племянника Тоскану, с Феррарой и Урбино, для брата ≈ Неаполь, а Парму и Пиаченцу присоединить к церковным владениям. Со смертью Людовика Л. снова перешел на сторону прежних союзников, которым опять изменил после победы Франциска I при Maриньяно. В борьбе за германский престол после смерти Максимилиана I папа точно так же одновременно заключал союзы с противниками, причем пытался даже доставить корону одному из своих родственников, потом хлопотал о слабом императоре из мелких немецких князей и, наконец, перешел на сторону Карла V, как наиболее сильного. Л. пытался устроить крестовый поход против турок, но без всякого успеха. См. Roscoe, "The life and pontificate of L. X" (Ливерпуль, 1795≈1805); Audin, "Histoire de L. X et de son si è cle" (Пар.,1854); Hergenr ö ther, "Leonis X Regesta" (Фрейбург, 1884). Л. . XI (1605), Александро Медичи. Избранный на престол при помощи денег и влияния своего свойственника, Генриха IV французского, Л. правил только 27 дней. Л. XII (1823≈1829), граф Аннибале делла Дженга (Genga), родился в 1760 г., был нунцием в Германии и исполнял разные дипломатические миссии при Пии VII. Кардиналом он принадлежал к партии непримиримых реакционеров (zelanti) и держался этого направления первое время после избрания, которое произошло вопреки желанию Франции и Австрии. Он сблизился с иезуитами, вернул им Collegium Romanum, под их влиянием осудил особой энцикликой (1824) библейские общества и разные направления франкмасонства. В том же году Л . назначил юбилей в Риме, во время которого совершались торжественные молебствия о воссоединении еретиков. В Церковной Области Л. стеснял евреев, боролся с карбонарами и целым рядом полицейских притеснений сделался ненавистным среди всех классов населения, несмотря на некоторое улучшение общественных порядков. К концу правления он охладел к иезуитам и даже поддерживал в борьбе с ними французского министра Мартиньяка. См. Ru d oni, "Leone XII е Pio VIII" (Милан, 1829); Artaud de Montor, "Histoire du pape L. ХII" , (Пар., 1843); K öberle, "L. XII und der Geist d. rö mischen Hierarchie" (Лпц., 1846). Л. XIII (1878), Джоакино Печчи, сын зажиточного землевладельца, род. близ Ананьи в 1810 г., слушал лекции в Academia dei Nobili ecclesiastici и закончил курс в римском унив. Григорий XVI назначил его Рrelato domestico (вроде камер-юнкера при папском дворе), а затем наместником Беневента, Сполетто и Перуджии. В 1844 г. Л. был возведен в сан архиепископа Дамьетского и отправлен нунцием в Бельгию, затем возвратился в Перуджию, где и оставался 32 года: кардинал Антонелли, боясь его влияния на папу, старался держать его вдали от двора. Только после смерти Антонелли, Пий IX вызвал его в Рим (18 7 6) и назначил своим камерленго. Л. был первым папой, избранным после объединения Италии; многие ожидали, что он примирится с потерей светской власти, так как он считался противником непримиримой политики Пия IX. Л. утвердил, однако, составленный конклавом протест против занятия Рима итальянцами и в своей первой энциклике потребовал восстановления светской власти. Тем не менее, его политика существенно отличается от политики Пия. Л. стремится возвысить значение папства посредством усиления и расширения влияния католической церкви не только на Западе, но и на Востоке, и смотрит на себя не как на лишенного власти светского государя, а как на главу многих миллионов католиков. Твердо держась средневекового взгляда на роль церкви, он стремится подчинить себе культурные и социальные течения; в целом ряде энциклик он осуждает новую науку и новую философию, ставя им задачу подтверждать, от разума, откровенные истины и объявляя идеалом философа и ученого Фому Аквинского. В то же время Л. борется против светской школы и старается поставить церковь во главе рабочего движения. Несмотря на бесплодность этих усилий, Л. удалось добиться положения главы значительной части западно-европейских консервативных элементов, чем он искусно воспользовался в интересах церкви, добившись отмены большей части постановлений против католицизма, проведенных в Германии, в период так называемой "культурной борьбы". Равнодушный к формам правления, Л. предписал французскому духовенству прекратить борьбу с республикой и этим отчасти примирил государство с церковью во Франции. Уступчивый в политике, Л. непреклонен в церковных вопросах: в одной энциклике он объявляет протестантизм источником социализма, коммунизма и нигилизма, в другой называет протестантских миссионеров распространителями лжи и обмана. Как писатель, Л. известен несколькими полемико-богословскими трактатами и стихотворениями, написанными изящной латынью. См. De Waal, "Papst Leo's XIII Leben" (Мюнстер, 1878); Vidien, "Le pape L. XIII" (Париж, 1879); Brecht, "Papst L. XIII und der Prote s tantismus" (Лпц., 1891); Deschamps du Manoir, "L. XIII et son pontif ï cat" (Монтрейль, 1887). M. K.