книги, ж. . Печатное произведение (в старое время также рукопись) в форме сброшюрованных или переплетенных вместе листов с каким-н. текстом, иногда и рисунками. Читать книгу. Перелистывать книгу. Книга большого формата. Книга в восьмушку. Переплести книгу. Развернуть, Раскрыть книгу. Поставить книгу на полку. Раскрыть, закрыть книгу.
Сочинение, литературный труд более или менее значительного объема, напечатанный в виде отдельного издания или предназначенный для печати в таком виде. Написать книгу. Хорошая книга. Очень интересная книга. Автор известной книги. Выпустить в свет книгу. Учебная книга по русскому языку. 16 - 17 вв., содержавшие различные статистические данные). 3. Одно из нескольких крупных подразделений литературного произведения (спец.). "Капитал" Маркса делится на 3 книги: "Процесс производства капитала", "Процесс обращения капитала" и "Процесс капиталистического производства в целом". 4. В сочетании с некоторыми глаг. означает самый процесс чтения или писания книги. Засадить за книгу. Сидеть над книгой. Приняться за книгу. И книги в руки кому (разг.) - кому-н. принадлежит в данном деле, в данном случае решающее, авторитетное суждение. Книга за семью печатями (книжн.) - о чем-н. непонятном, совершенно недоступном уразумению.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
КНИГА
(от церковно-славянского кънига , которое имело значение: 1) буквы и грамоты, 2) книги, 3) письма и 4) искусства писать) ≈ соединение в одно целое листов бумаги, папируса, пергамента и проч.; поэтому глиняные библиотеки клинообразного письма не подходят под понятие книги, и появление ее следует приурочить к изобретению бумаги из папируса (см.). Первые книги, состоявшие из длинных свитков такой бумаги, появляются в Египте, откуда около VII столетия до Р. Х. этот способ писания переходит в Грецию и потом в Рим. Египтяне долго сохраняли монополию выделки папируса, но в последние времена республики римляне завели собственные папирусные фабрики. У греков и особенно у римлян, несмотря на отсутствие книгопечатания, книжное дело стояло очень высоко: не говоря уже о библиотеках общественных, при императорах были частные библиотеки в 30000 томов (или, точнее ≈ свитков) и более. Книжные лавки встречались и в самых отдаленных провинциальных городах; в Риме были большие и малые книжные магазины и множество лавочек букинистов. При больших магазинах были залы, где находились многочисленные скорописцы; с их помощью автор мог издавать свое сочинение и за исключительное право продавать его иногда получал гонорар или по крайней мере даровые экземпляры. Римская К. имела форму свитка, навернутого на палку с утолщенными концами; на верхнем конце прикреплялся ярлычок с обозначением заглавия, который высовывался из футляра, большей частью кожаного, соответствовавшего нашему переплету. Для переноски такие свитки помещались в круглые корзинки, с отверстиями во внутренней крышке, вроде тех, в которых теперь помещаются флаконы с духами. В библиотеках эти свитки не ставились, а клались на полки так, чтобы ярлычки были на виду. Писали на одной стороне, либо одной вертикальной колонной, длина которой равнялась длине свитка, либо рядом многих параллельных колонн. Книжные магазины в Риме служили местом свидания литераторов, ученых и любителей литературы; при магазинах были и кабинеты для чтения, где за небольшую плату можно было про…
Полное определение слова «КНИГА» Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
КНИГА
Книга Большого Чертежа
≈ объяснительный текст к не сохранившейся до нашего времени генеральной карте Московского государства. Когда была составлена впервые эта карта, об этом исследователи судят различно. Бутков и за ним Огородников склонны были относить начало К. Б. Ч. к концу XV в. Татищев утверждал, что "царь Иоанн IV Васильевич в 1552 г. велел чертеж государства сделать", и его мнение приняли Ходаковский и Спасский. Карамзин полагал, что К. Б. Ч., в настоящем своем виде, составлена при Феодоре Ивановиче, а Лерберг указывал точнее на 1599 г.; к этому времени ("около 1600 г.") и Спасский готов был относить "если не составление, то по крайней мере дополнение ее". Наконец, Огородников находил, что "едва ли не правильнее текст К. Б. Ч. признать такой географической хроникой, к которой не приискано еще хронологического указателя и в которой первоначальный слой географических указаний (может быть, очень кратких) закрыт для нас многочисленными поправками и дополнениями и представляет несколько хронологических ступеней, несколько редакций, дополняющих одна другую". Из самой "Книги Б. Ч." мы узнаем только, что от московского пожара 1626 г. уцелел "старый чертеж всему Московскому государству по все окрестные государства", что этот чертеж был "сделан давно ≈ при прежних государях" и пришел в такую ветхость, что "впредь по нем урочищ смотреть не можно"; поэтому с обветшалого чертежа снят был "в ту же меру" новый чертеж, и одновременно с тем составлен ≈ по-видимому, в гораздо большем масштабе ≈ другой чертеж, "от царствующего града Москвы рязанским и северским и польским городам, и от Ливен тремя дорогами до Перекопи". Материалом для последнего чертежа послужила "старая разрядная роспись", сделанная "при прежних государях". Надписи обоих новых чертежей были, затем, списаны в книгу, которая и известна под названием Книги Б. Ч. Чертежи,…
Полное определение слова «КНИГА» ≈ объяснительный текст к не сохранившейся до нашего времени генеральной карте Московского государства. Когда была составлена впервые эта карта, об этом исследователи судят различно. Бутков и за ним Огородников склонны были относить начало К. Б. Ч. к концу XV в. Татищев утверждал, что "царь Иоанн IV Васильевич в 1552 г. велел чертеж государства сделать", и его мнение приняли Ходаковский и Спасский. Карамзин полагал, что К. Б. Ч., в настоящем своем виде, составлена при Феодоре Ивановиче, а Лерберг указывал точнее на 1599 г.; к этому времени ("около 1600 г.") и Спасский готов был относить "если не составление, то по крайней мере дополнение ее". Наконец, Огородников находил, что "едва ли не правильнее текст К. Б. Ч. признать такой географической хроникой, к которой не приискано еще хронологического указателя и в которой первоначальный слой географических указаний (может быть, очень кратких) закрыт для нас многочисленными поправками и дополнениями и представляет несколько хронологических ступеней, несколько редакций, дополняющих одна другую". Из самой "Книги Б. Ч." мы узнаем только, что от московского пожара 1626 г. уцелел "старый чертеж всему Московскому государству по все окрестные государства", что этот чертеж был "сделан давно ≈ при прежних государях" и пришел в такую ветхость, что "впредь по нем урочищ смотреть не можно"; поэтому с обветшалого чертежа снят был "в ту же меру" новый чертеж, и одновременно с тем составлен ≈ по-видимому, в гораздо большем масштабе ≈ другой чертеж, "от царствующего града Москвы рязанским и северским и польским городам, и от Ливен тремя дорогами до Перекопи". Материалом для последнего чертежа послужила "старая разрядная роспись", сделанная "при прежних государях". Надписи обоих новых чертежей были, затем, списаны в книгу, которая и известна под названием Книги Б. Ч. Чертежи,…
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
КНИГА
Книга Мертвых
≈ наиболее распространенный памятник древнеегипетской священной литературы. Это ряд не связанных между собой 186 текстов ("глав"), различной длины, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами, имевшими целью вооружить путешествующего по загробным мытарствам покойника против чудовищ-демонов. Текст сопровождается виньетками и рисунками, исполненными в несколько красок. Особенно интересна 125 глава, содержащая картину загробного суда перед Осирисом и 42 судьями, Тотом, ведущим протокол, Гором и Анубисом, взвешивающими сердце. 152 глава содержит изображение дерева жизни. Виньеткой к первым главам служит важное в культурно-историческом отношении изображение погребальной процессии. Книга М. издалась не вдруг: древнейшие тексты относятся к XI династии, когда их еще было немного и они писались на стенах саркофагов. В эпоху древнего царства подобную же роль играли "тексты пирамид" (см.), некоторые части которых пережили свою эпоху и даже попали в Книгу М. (глава 174); сюда принадлежат, особенно, ритуальные тексты, которые в то время были уже непонятны. Полноты Книга М. достигла ко времени XIX династии, но только при XXVI-й был установлен канон, который, впрочем, только для богатых покойников писался полностью: бедняки ограничивались наиболее важными местами. Экземпляры книги или обертывались вместе с погребальными пеленами, или заключались в футляры, имевшие часто форму статуэток Осириса. Вследствие архаичности языка и непонятности мифологических намеков, пониманием К. уже древние египтяне не могли похвалиться, и к 17 главе рано был составлен еще более темный комментарий. Позже, вследствие ремесленного заготовления экземпляров, понимание еще более затруднилось массой ошибок. Лучшие экземпляры хранятся в Британском музее ("папирус Ани"), в Лувре, в Берлине; есть К. М. и в Императорском Эрмитаже. Первое полное издание сделано в 1 8 42 г. Лепсиусом по одному очень позднему туринскому папирусу, причем он доказал настоящее…
Полное определение слова «КНИГА» ≈ наиболее распространенный памятник древнеегипетской священной литературы. Это ряд не связанных между собой 186 текстов ("глав"), различной длины, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами, имевшими целью вооружить путешествующего по загробным мытарствам покойника против чудовищ-демонов. Текст сопровождается виньетками и рисунками, исполненными в несколько красок. Особенно интересна 125 глава, содержащая картину загробного суда перед Осирисом и 42 судьями, Тотом, ведущим протокол, Гором и Анубисом, взвешивающими сердце. 152 глава содержит изображение дерева жизни. Виньеткой к первым главам служит важное в культурно-историческом отношении изображение погребальной процессии. Книга М. издалась не вдруг: древнейшие тексты относятся к XI династии, когда их еще было немного и они писались на стенах саркофагов. В эпоху древнего царства подобную же роль играли "тексты пирамид" (см.), некоторые части которых пережили свою эпоху и даже попали в Книгу М. (глава 174); сюда принадлежат, особенно, ритуальные тексты, которые в то время были уже непонятны. Полноты Книга М. достигла ко времени XIX династии, но только при XXVI-й был установлен канон, который, впрочем, только для богатых покойников писался полностью: бедняки ограничивались наиболее важными местами. Экземпляры книги или обертывались вместе с погребальными пеленами, или заключались в футляры, имевшие часто форму статуэток Осириса. Вследствие архаичности языка и непонятности мифологических намеков, пониманием К. уже древние египтяне не могли похвалиться, и к 17 главе рано был составлен еще более темный комментарий. Позже, вследствие ремесленного заготовления экземпляров, понимание еще более затруднилось массой ошибок. Лучшие экземпляры хранятся в Британском музее ("папирус Ани"), в Лувре, в Берлине; есть К. М. и в Императорском Эрмитаже. Первое полное издание сделано в 1 8 42 г. Лепсиусом по одному очень позднему туринскому папирусу, причем он доказал настоящее…
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
КНИГА
Книга правил
≈ название сборника, составляющего так называемый "церковный канон" православной церкви (см. Канон). В состав ее входят: правила св. апостолов, правила вселенских и авторизованных вселенскими поместных соборов и правила некоторых святых отцов, указанных Трулльским собором. Это ≈ основные законы действующего церковного права православной церкви. Обыкновенно они входят в состав всех сборников церковного права, как их основная часть, а ныне издаются св. синодом отдельно, под названием "книги правил", для большого удобства пользования ими, так как номоканоны и кормчие, из которых они извлекаются, в целом своем составе не образуют уже действующего церковного права. Н. Б-в.
≈ название сборника, составляющего так называемый "церковный канон" православной церкви (см. Канон). В состав ее входят: правила св. апостолов, правила вселенских и авторизованных вселенскими поместных соборов и правила некоторых святых отцов, указанных Трулльским собором. Это ≈ основные законы действующего церковного права православной церкви. Обыкновенно они входят в состав всех сборников церковного права, как их основная часть, а ныне издаются св. синодом отдельно, под названием "книги правил", для большого удобства пользования ими, так как номоканоны и кормчие, из которых они извлекаются, в целом своем составе не образуют уже действующего церковного права. Н. Б-в.
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
КНИГА
сочинение, диссертация, исследование, сборник, труд. (Учебник, атлас, словарь, журнал, кодекс, компиляция, увраж, фолиант; альбом, альманах, букварь, календарь, новелла, мемуары, записки, воспоминания, дневник, памфлет, повесть, поэма, рассказ, роман, очерк, эскиз, этюд); том, книжка, нумер, выпуск.
|| брать в руки книгу, и книги в руки
|| брать в руки книгу, и книги в руки
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
КНИГА
за семью печатями
[о чем-л. таинственном, не поддающемся пониманию (из Откровения Иоанна Богослова (Гл. 5-8 и др.)] см. тайна