Большой российский энциклопедический словарь
ИЕРЕМИ́Я, др.-евр. пророк 7 - нач. 6 вв. до н.э. Основу кн. Ветхого Завета, носящей имя И., составляют проповеди и изречения И., записанные им и его сподвижником Барухом. И. также приписывается авторство кн. Ветхого Завета "Плач Иеремии". Во время осады Иерусалима вавилонянами (587) был обвинён в измене и выслан в Египет, где умер.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Иеремия Глебович
≈ воевода владимирский. В 1220 г. великий князь Юрий Всеволодович отправил своего брата Святополка с полками против камских болгар, "а воеводство приказа Еремею Глебовичу". В 1237 г. вел. кн. послал его "в сторожех" к кн. Всеволоду Юрьевичу; у Коломны он соединился с кн. Всеволодом, вместе с ним выступил против татар и был ими убит (см. "Указатель" к летописям).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Иеремия Готгельф
(псевдоним) ≈ см. Бициус.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Иеремия Константинович
≈ см. Еремей Константинович.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Иеремия архиепископ нижегородский
(Соловьев) ≈ архиепископ нижегородский (1799≈1884), учился в СПб. духовной академии, был инспектором Киевской академии, ректором Киевской семинарии и академии, епископом чигиринским, викарием киевским, епископом кавказским и черноморским; в 1849 г. перемещен в Полтаву, в 1851 г. в Нижний Новгород. После столкновений с гражданскою властью Нижнего Новгорода из-за ярмарочного собора, который, со всеми его доходами, последняя изъяла было из ведения епархиального ведомства, И. в 1857 г. оставил кафедру и в 1860 г. тайно постригся в схиму. Человек не от мира сего, И. везде плохо ладил с окружавшими его людьми и встречал неудачи в самых лучших своих намерениях. Во всех местах своего служения он отличался заботливостью об устройстве духовно-учебных заведений и о бедных духовного звания, а также самою щедрою благотворительностью. В Кавказской семинарии, в архиерейском доме в Полтаве, в Орловской семинарии, в Нижегор. Благовещенском соборе хранится много его проповедей и духовно-нравоучительных сочинений, которых он не хотел печатать. Ср. прот. Виноградов, брошюра (1885 г.); А. А. Титов ≈ статьи в "Чтениях М. О. Ист. и Др." (1887, книга III); "Историч. Вестник" (1887 г., т. ХХVI). Н. Б. Уже после смерти И. были напечатаны письма к И. митроп. моск. Филарета ("Душепол. Чтение", 1886, кн. 1) и отрывок из его записок: "Пребывание армянского католикоса Нарзеса в Ставрополе, в 1845 г." ("Кавк. Епарх. Ведом.", 1885, 18). Письма И. к архиеп. Иннокентию вошли в "Материалы для биографии Иннокентия" Н. Барсова (СПб., 1888). См. также "Преосвященнейший И." (Нижний Новгород, 1886).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Иеремия болгарский поп
≈ поп болгарский, живший в Х в. автор компиляции апокрифов, встречающейся в рукописях XIII≈XV вв. под заглавиями: "Чтение от синов израиловых" и "Слово и похваление Александрово о Моисеове извитем древе, о певги и кедри, и кифариси". Компиляция эта, содержащая в себе апокрифические рассказы о крестном древе, о главе Адамовой, о том, как Иисус плугом орал, как Пров Иисуса товарищем назвал и как Иисус попом стал, составлена из рассказов, заимствованных частью из Палеи, частью из других славянских памятников. То обстоятельство, что в некоторых памятниках, напр. в списке отреченных книг, изданном русским митроп. Зосимой, И. называется учеником попа Богомила и что в "Правилах русского перевода" (XVI в.) есть статья "О Богумиле иже блажьняшеся о кресте Христове", как бы приписывающая апокриф о крестном древе попу Богомилу, дало возможность В. Ягичу, д-ру Рачки, А. И. Веселовскому, Е. Голубинскому и др. ученым отожествить И. с Богомилом. Противоположный взгляд высказал М. Соколов, доказывающий, что в компиляции И. нет ничего богомильского. И. относится с благоговением к кресту, между тем как богомилы его не признавали совершенно; он чтит даже другие орудия распятия ≈ копье, гвозди, губку, почитает Богородицу, считает Христа, сына Божия, творцом видимого M и pa (созданного, по учению богомилов, Сатанаилом), признает ветхозаветные книги, церковную иерархию и т. д. Все это противоречит учению еретиков и не только не позволяет отожествлять И. с попом Богомилом, но даже считать его последователем этой ереси. Ср. Матвей Соколов, "Материалы и заметки по старинной славянской литературе" (вып. I, М., 1888 г.). В. Б.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Иеремия город на острове Гаити
≈ см. Хереми.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Иеремия константинопольские патриархи
≈ имя двух патриархов константинопольских: 1) И. I управлял восточной церковью с 1521 г. Сначала должен был бороться с сильной партией) лжепатриарха Иоанникия, потом достиг большого влияния. Когда в 1536 г. решено было уничтожить все церкви в городах, взятых силой оружия, И. добился отмены этого постановления по отношению к Константинополю. ├ в 1545 г. ≈ 2) И. II, прозванный Tranos, наследовал в 1572 г. Митрофану, низложенному за склонность к унии. За сношения с папой был сослан на о-в Родос в 1585 г. Тюбингенские ученые прислали ему экземпляр аугсбургского исповедания, в греческом переводе; патриарх, в ответном послании 1576 г., подробно изложил, в чем он не согласен с протестантами. Тогда патриарху послан был греческий перевод " Compendium theologicum " Геербранда. Сближения, однако, не воспоследовало, так как И. заявил, что его первые возражения остались не опровергнутыми. В Зап. Европе эта переписка вызвала оживленную полемику между протестантами и католиками. Герцог вюртембергский издал переписку тюбингенских богословов под заглавием: "Acta et Scripta theologorum Wirtembergensium et Patriarchae Constantinopol. I." (Виттенберг, 1586; опечатка вм. 1584).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Иеремия преподобный печерский
(Прозорливый) ≈ преподобный печерский, XI в. Мощи его почивают в Антониевой пещере. В летописи (в сказании о Печерском м-ре) о нем говорится, что он был современником крещения Руси и имел дар провидеть.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Иеремия пророк
≈ второй из четырех великих пророков Ветхого Завета. Родом он был из Анафофа, близ Иерусалима; начало его пророческой деятельности относится к 13-му году царствования Иосии. Благочестивый царь порешил очистить свою землю от всякого языческого нечестия, истреблял капища Ваала и Астарты и заботился о возвышении религиозно-нравственного смысла в народе. И. в это время был еще молодым человеком (Иер. I, 6), но, призванный на высшее пророческое служение, он своим словом энергично поддерживал преобразовательное движение. После смерти Иосии опять начались религиозно-нравственные нестроения и политич. смуты. Иудейские цари, вздумавшие заводить политические интриги с фараонами, чтобы найти у них защиту против месопотамских завоевателей, навлекли на себя гнев последних, и участь царства была решена. Народ не верил пророчествам И., и сам пророк, как нарушитель общественного порядка, подвергался даже насилиям и темничному заключению. Нашествие вавилонян открыло народу глаза, но было уже поздно. При царе Седекии Иерусалим был разрушен и народ уведен в плен, а пророку осталось только оплакать пепелище священного города, что он и сделал в глубоко трогательных песнях. Сам пророк остался в родной земле под управлением вавилонского наместника Годолии; но после мятежа, во время которого убит был Годолия, И. был уведен мятежниками в Египет, где и скончался, побитый камнями от иудеев, которых он и там не переставал обличать за нечестие. Память И. чтилась высоко: он считался одним из предтечей Мессии (Матф. XVI, 14). История его жизни и деятельности изложена в его книге, под заглавием "Книга пророка И.". Слог ее несколько уступает классическому изяществу стиля Исайи; местами встречаются вульгаризмы, но это придает его речи яркий колорит современности. Пророк обличал как царей, так и толпу; отсюда резкие переходы в его стиле. Книга И. состоит из 52 глав; каноническая подлинность ее никогда не подвергалась серьезным сомнениям, хотя и были попытки набросить тень на некоторые главы, особенно ввиду не…
Полное определение слова «ИЕРЕМИЯ»