Иеремия болгарский поп
≈ поп болгарский, живший в Х в. автор компиляции апокрифов, встречающейся в рукописях XIII≈XV вв. под заглавиями: "Чтение от синов израиловых" и "Слово и похваление Александрово о Моисеове извитем древе, о певги и кедри, и кифариси". Компиляция эта, содержащая в себе апокрифические рассказы о крестном древе, о главе Адамовой, о том, как Иисус плугом орал, как Пров Иисуса товарищем назвал и как Иисус попом стал, составлена из рассказов, заимствованных частью из Палеи, частью из других славянских памятников. То обстоятельство, что в некоторых памятниках, напр. в списке отреченных книг, изданном русским митроп. Зосимой, И. называется учеником попа Богомила и что в "Правилах русского перевода" (XVI в.) есть статья "О Богумиле иже блажьняшеся о кресте Христове", как бы приписывающая апокриф о крестном древе попу Богомилу, дало возможность В. Ягичу, д-ру Рачки, А. И. Веселовскому, Е. Голубинскому и др. ученым отожествить И. с Богомилом. Противоположный взгляд высказал М. Соколов, доказывающий, что в компиляции И. нет ничего богомильского. И. относится с благоговением к кресту, между тем как богомилы его не признавали совершенно; он чтит даже другие орудия распятия ≈ копье, гвозди, губку, почитает Богородицу, считает Христа, сына Божия, творцом видимого M и pa (созданного, по учению богомилов, Сатанаилом), признает ветхозаветные книги, церковную иерархию и т. д. Все это противоречит учению еретиков и не только не позволяет отожествлять И. с попом Богомилом, но даже считать его последователем этой ереси. Ср. Матвей Соколов, "Материалы и заметки по старинной славянской литературе" (вып. I, М., 1888 г.). В. Б.