Ге Николай Николаевич
≈ один из оригинальнейших по направлению русских художников-живописцев; род. 1831 г. Воспитывался в гимназии в Киеве, потом поступил в Киевский университет, а оттуда перешел в Петербургский; но на второй же год, оставив университет, поступил в академию художеств (1850), где и занимался 7 лет. За картину "Волшебница андорская вызывает тень Самуила для царя Саула" удостоен золотой медали и послан за границу, где оставался с 1857-63 гг. По возвращении в Россию выставил первую картину ("Тайная Вечеря"), написанную согласно его настроению и пониманию евангельской истории Иисуса Христа. За этой картиной последовали: "Вестник Воскресения" и "Христос в Гефсиманском саду" ≈ картины, написанные художником за границей, куда он вторично уезжал еще на 7 лет. Во Флоренции он написал портрет с А. П. Герцена (галерея Третьякова в Москве) в год его смерти и впоследствии сделал с этого портрета 4 копии для разных лиц. В 1870 г. возвратился в Петербург, где написал три исторические картины: "Петр Великий и царевич Алексей" (особенно замеченная на выставке, где она считалась первой), "Екатерина II у гроба Елисаветы", "Пушкин в Михайловском"; первая находится у Третьякова, вторая у г. Полетики, третья приобретена Н. А. Некрасовым. Кроме того, Г. написал портреты И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, M. E. Салтыкова, Н. И. Костомарова, А. А. Потехина и мн. др. С 1875 г. поселился в Черниговской губернии, где занимал различные должности по выборам в продолжение 6 лет. С 1862 г. сблизился с графом Л. Толстым, что вместе с предварительной внутренней работой повлияло на род жизни Г. и характер его художественной деятельности. Он написал картину "Милосердие или не Христос ли это", желая в нищем изобразить Христа; впоследствии Г. уничтожил эту картину, как не удовлетворившую никого, в том числе и самого художника. С 1884 г. он написал ряд картин из жизни Спасителя, портрет Л. Н. Толстого и сделал 10 рисунков к рассказу "Чем люди живы". Картины: "Выход с Тайной Вечери" (собств. Дервиза), "Что есть истина?" (галерея Третьякова), "Совесть (Иуда)" "Повинен смерти" (суд Синедриона над Иисусом Христом, 1892) завершили деятельность Г. до начала нынешнего года. Теперь Г. пишет "Распятие" и продолжает составление рисунков на евангельские сюжеты. Г. занимался и скульптурой: он вылепил бюсты В. Г. Белинского и Л. Н. Толстого, из которых второй замечателен не только сходством, но и в техническом отношении. Некоторые картины Г. возбуждали разнообразные толки, как несоответствовавшие по своей идейности общепринятым способам обработки избираемых сюжетов; но были и сочувственные отзывы в печати.