Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ГАРМО́НИЯ -и, ж. Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, а также соответствующий раздел в теории музыки. Согласованность, стройность в сочетании чего-н. Г. звуков. Г. красок. Душевная г. Г. интересов. * Поверить алгеброй гармонию (книжн.) - попытаться переложить на язык разума, логики то высокое, духовное, что доступно только чувствам. |Г прил. гармонический, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ГАРМО́НИЯ -и, ж. (разг.). То же, что гармоника (в 1 знач.).
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
гармонии, ж. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию. Пушкин. 2. Благозвучие, Стройность и приятность звуков (книжн.). Мелодия, исполненная гармонии. Гармония поэтического ритма. 3. Согласованность, взаимное соответствие (книжн.). Гармония интересов. Между нами установилась полная гармония. Гармония красок.
Согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-н. целого, внутренняя цельность, полнота, согласие (книжн.). Мировая гармония. Душевная гармония. Лицо его выражало запас силы, воли, внутренней гармонии и самообладания. Гончаров.
Стройность, пластичность, мерность, полнота и законченность внешнего выражения (книжн.). Каждый жест актрисы исполнен гармонии. всё в ней гармония, всё диво, всё выше мира и страстей. Пушкин. 4. То же, что гармоника в 1 знач. (обл., простореч.).
Толковый словарь В. И. Даля
ж. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука с созвучиях. Гармонический, стройный, созвучный соразмерный, добростройный, согласный. Гармонировать, отвечать, соответствовать, согласоваться созвучить; быть под одно, подстать, подмасть, под лад. Гармонист м. о сочинителе музыки : искусный в составлении и расположении созвучий. Мелодист, изобретатель голосов, напевов; гармонист, согласователь многозвучий. Гармоника ж. музыкальное орудие различного устройства, со стеклянными или деревянными клавишами, по которым бьют палочками; со стеклянными кругами, чашками, по которым водят пальцами; также мех, со вставлеными пищиками и затворками.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Гармония гласных
≈ фонетическое явление, пронизывающее собой весь звуковой строй языков урало-алтайской семьи, хотя и присущее отдельным ее членам не в одинаковой мере. В языках других семейств, за исключением резьянского говора, принадлежащего к группе словинских наречий, т. е. к семье индоевропейской, оно не наблюдается. Явление это заключается в зависимости гласных звуков, входящих в состав второстепенных (суффиксальных) слогов слова, от гласного в главном (коренном) слоге. Оно находится в тесной связи с морфологическим строем урало-алтайских языков, представляющих собой, как известно, тип языков агглютинирующих, т. е. присоединяющих к корню (находящемуся всегда во главе слова) ряд второстепенных, суффиксальных слогов, ничем с корнем не связанных. Все урало-алтайские гласные сообразно большей или меньшей чувствительности своей к влиянию коренного гласного делятся обычно на два класса: "светлых" и "темных", или, выражаясь в терминах физиологии звука, "нёбных (и, е, ю)" и "ненёбных (а, о, у, ы)". "Светлый" гласный корня требует и "светлых" гласных в суффиксе, "темный" ≈ "темных". Загадочна Г. гласных в резьянских говорах, где она принимает другой характер: главным, обусловливающим гласным в слове является гласный с ударением, а не ударенные изменяются сообразно с ним. Эта особенность резьянских говоров, открытая их исследователем, профессором Бодуэном де Куртенэ, дала ему повод считать резьян ославянившимися туранцами. Ср.: Adam, "De l'harmonie des voyelles dans les langues Ouralo-Alta ï ques" (Париж, 1874); О. Bohtlingk, "Ueber die Sprache der Jakuten" (1851); Ahlquist, "Forschungen auf d. Gebiete d. uralaltaisch. Sprachen" (т. I, мордов. грамматика, СПб. и Гельсингфорс, 1861); W. Radloff, "Phonetik d. nordl. T ü rksprachen" (Лейпциг, 1882); Бодуэн де-Куртенэ, "Опыт фонетики резьянских говоров" (1875). С. Булич.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Гармония евангельская
(Harmonia evangelica) ≈ одно из названий вспомогательной богословской науки (гармонистики), имеющей своей целью соглашение евангельских сказаний, или сведение повествований четырех евангелистов в одно связное, цельное повествование. На Востоке она называлась и доселе называется симфонией евангельской. Приемы, употребляемые ею, различны. Можно взять в основу одно из евангелий и рассказ его пополнять событиями и фактами, записанными у других евангелистов; можно также самостоятельно составить общую схему евангельского повествования и уже на нее нанизывать факты, сообщаемые четырьмя евангелистами. При этом по необходимости является потребность в сравнительной оценке рассказа евангелистов ≈ и здесь первый источник новозаветной критики. Древнейшим автором евангельской симфонии считается Аммоний александрийский (в первой половине III в.). На западе первые опыты ее появляются не ранее VI века. При дальнейшем развитии симфония естественно перешла в тот научный свод евангельских повествований, который мы видим в важнейших трудах, имеющих своей задачей цельное изложение жизни И. Христа (например, Фаррара, Дидона и др.); но и доселе можно встретить опыты симфонии в ее первоначальном виде. Такой опыт сделан и у нас преосвящ. Феофаном в его "Евангельской истории" (М., 1885). А. Л.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Гармония красок
≈ Под этим разумеют сочетание цветных поверхностей, производящее приятное впечатление, заимствуя его обозначение из языка звуковых впечатлений, который, со своей стороны, нередко пользуется словами языка зрительных ощущений. Те и другие ощущения возбуждаются действием волн на наши нервы (см. Волны звуковые и оптические); но с гармоническим сочетанием музыкальных звуков соединены определенные числовые отношения между длинами волн или между числами колебаний, производящих волны, а в гармонии красок только в некоторых случаях можно найти подобные численные отношения, и объяснение их, как механическое, так и физиологическое, не покоится на твердых основаниях. В этой статье рассмотрены различные объяснения гармонии красок, пополненные указаниями на другие статьи. Здесь рассматриваются исключительно лишь те сочетания, которые могут относиться к орнаментике, украшению тканей и т. п., где речь идет лишь о красоте поверхности, но не к колориту (см.) художественных произведений, где гармония, здесь рассматриваемая, хотя тоже имеет место, но цельное впечатление ≈ высшего порядка, чем простое гармоническое. Три способа составления красочных комбинаций суть: 1) система взаимно дополнительных цветов; 2) система цветов, близких к дополнительным; 3) система цветов, подобная музыкальной. Но к какой бы системе ни относились сочетания цветов рисунка тканей или орнаментов (и в картинах), всегда впечатления от них изменяются от взаимного влияния двух касающихся цветных поверхностей, известного под названием цветового контраста (см. это слово), сущность которого состоит в том, что к физиологическому впечатлению от какого-либо цвета примешивается еще впечатление цвета дополнительного к цвету соседней поверхности (см. Взаимно дополнительные цвета). Если одна поверхность зелено-желтая, а прилегающая к ней ≈ голубая, то к первой присоединяется оранжевый тон, а ко второй ≈ фиолетовый. Если на зеленом поле есть фигура серого цвета, то на нее наносятся пурпурный оттенок, т. е. цвет дополнительный к…
Полное определение слова «ГАРМОНИЯ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Гармония сфер
≈ По учению Пифагора, небесные тела, вращаясь вокруг центрального огня, издают звуки, сочетание которых и образует гармонию сфер, не воспринимаемую обыкновенным человеческим ухом. Учение о Г. сфер основывалось на предполагаемых расстояниях небесных тел от центрального огня, которые считались пропорциональными расстояниям 7 основных тонов на пифагоровском гептахорде.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Гармония в мифологии
≈ на свадьбе ее с Кадмом присутствовали все боги. Как свадебный подарок она получила от своего жениха изготовленное Гефестом ожерелье, имевшее свойство приносить обладателю его несчастье. О бедствиях, причиненных Г., существует целый ряд рассказов.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Гармония в музыке
(греч., от harmozo ≈ приводить в порядок) ≈ согласие музыкальное, благозвучие. Гармонией или аккордом называется соединение трех и более различных звуков по терциям (см. Аккорд). Гармоникой или гармонией называют часть музыкальной грамматики, посвященной построению аккордов, их соединению, изложению тональностей, модуляций, а также изучению интервалов, консонансов, диссонансов. Под словом Г. у греков понималось созвучие, т. е. интервал. Хотя у композиторов XV столетия, например, у Жоскэна де Пре, появляются сочетания, схожие с нашим простым гармоническим сложением, но их считали равномерным контрапунктом (контрапункт первого разряда ≈ нота против ноты). С развитием гомофонии в XVII столетии начинается развитие Г. в смысле аккордов. У Агостино Агаццари уже встречается бас с цифрами, обозначающими аккорды. В этом веке возник генерал-бас. В XVIII веке создателем новой гармонической системы является Рамо, установивший закон терцеобразного сложения аккордов, а главным образом их обращения. Последователями теоретических взглядов Рамо могут считаться Ф. Марпург и Кирнбергер, теоретики того же столетия. Благодаря им путь, по которому следовало дальнейшее развитие Г., был намечен. Н. Соловьев.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Гармония музыкальный инструмент
(аккордеон) ≈ народный ручной духовой музыкальный инструмент с небольшим воздушным резервуаром и клавишами, действующими на клапаны. Г. занесена к нам из Германии, по всей вероятности, мастерами, выписанными на тульские заводы, так как в былое время этот инструмент изготавливался главным образом в г. Туле. Г. своим быстрым распространением вытеснила почти все наши народные музыкальные инструменты и по ограниченному числу издаваемых звуков повлияла на искажение наших народных песен. Вследствие особого приспособления играемая мелодия сопровождается двумя аккордами на тонике и доминанте. Г. называется также гармоникой. М. П.
Словарь иностранных слов
[гр. harmonia] - 1) согласованность, стройность в сочетании чего-л.; 2) муз. а) область выразительных средств музыки, основанная на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении (основной тип созвучия - аккорд), б) раздел теории музыки, изучающий созвучия; 3) лингв, г. гласных - то же, что сингармонизм.
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. <Согласие> . См. согласие , соответствие