Большой российский энциклопедический словарь
ВОСПИТА́НИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определ. общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, гос. и обществ. ин-ты; уч.-воспитат. заведения, средства массовой коммуникации, религ. ин-ты, обществ. орг-ции и др.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ВОСПИТАНИЕ -я, cp.1.cм. воспитать.
• 2. Навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Хорошее в.
Толковый словарь Ефремовой
ср.
1)
а) Планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.
б) Обучение навыкам какой-л. профессии, совершенствование профессионального мастерства.
2) Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной и личной жизни.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ В латинском (educatio) и немецком (Erziehung) словах, обозначающих это понятие, мы находим корень, общий с глаголами вести, тянуть (ducere, ziehen); в русском слове корень общий с глаголом питать , что гораздо правильнее. "Слово воспитание прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно к историческим обществам, племенам и народам, т. е. к организмам всякого рода, и воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной" (Ушинский). В отношении к человеку воспитание определяется следующим образом; это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле. Но так как назначение человека на земле понимается различными людьми не одинаково, то и цель воспитания определяется различным образом. Очевидно, что искусство воспитания возникло с самого начала появления человека на земле. Когда возникли общества и государства, то к чисто семейным целям В. присоединились цели социальные и религиозные. В Китае с древнейших времен В. имело целью подготовить человека для жизни в семье и сообщить ему премудрость, куда входила религия и наука. Поэтому у китайцев власть родителей над детьми была безгранична и даже взрослые люди должны были быть в повиновении у родителей. У индусов и древних египтян воспитывали для известной касты, так что дитя воина или жреца воспитывалось иначе, чем ребенок других каст: каждый человек должен быть полезен для своей касты и никакой общечеловеческой цели воспитания не существовало. У древних персов юношей воспитывали многостороннее: они должны были быть храбрыми, откровенными, любить добродетель и гнушаться пороков; но это относилось к мальчикам, и все воспитание имело утилитарный характер, подготовляя юношей высшего класса общества к военной и административной деятельности. В. у спарт…
Полное определение слова «ВОСПИТАНИЕ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Воспитание и обучение
≈ педагогический журнал; преобразован в 1877 году из "Детского сада" и издавался в СПб. ежемесячно; издатель ≈ В. Уггла, редактор ≈ Е. Бороздина. В журнале было обращено "особенное внимание на разъяснение душевного строя ребенка рядом статей о психологии". При нем был отдел для детского чтения старшего и младшего возраста. С 1878 года издатель А. Попов, редактор Н. Белозерская. С 1881 года издатель-редактор Е. Сысоева. С 1882 года "В. и Обучение, педагогический сборник" ≈ становится приложением к "Роднику" и выходит 3 раза в год. В 1885 году им заведовал В. П. Острогорский. С 1886 года "В. и Обучение, педагогический листок" выходит ежемесячно, как самостоятельный журнал и как приложение к "Роднику"; редактор-издатель Е. Сысоева, второй редактор А. Н. Альмединген. За это время журнал посвящен главным образом критике книг для детей и для народа. М. М.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Воспитание плодовых деревьев
≈ это ряд действий, направленных к наилучшему выращиванию дерева, назначаемого к посадке в плодовом саду. Можно было бы посеять семена прямо на те места, где должны расти деревья, но это чрезвычайно затруднило бы уход, столь необходимый всем молодым организмам; поэтому воспитание плодовых деревьев издавна сосредоточивается на особых, сравнительно небольших пространствах, называемых питомниками. Почву под плодовый питомник следует выбирать наилучшую; она должна иметь в глубину не менее аршина, быть богата перегноем, не содержать крупных камней и не лежать на твердой не пропускающей подпочве. Хотя очень многие думают, что растения, выращенные на тучной почве, не годятся для менее богатых земель, но не подлежит сомнению, что саженец, хорошо питавшийся в юности, лучше противостоит всяким невзгодам, так как хорошие условия роста вызвали у такого растения образование обильной корневой системы, дающей растению возможность извлекать из всякой почвы большее количество пищи, чем это доступно плохо укорененному саженцу, воспитанному на тощей почве. Все пространство, назначенное под питомник, должно быть обработано на глубину 1 аршина так называемым перевалом. Для этого вспахивают почву как можно глубже и на одном конце ее вырывают канаву шириною в 3½ четверти, а глубиной на ¼ меньше против предположенной глубины перевала; нижний слой или дно канавы перекапывают в один штык, т. е. на глубину длины лопаты, и на него перебрасывают лопатами землю из другой, рядом вырытой канавы, затем перекапывают на один штык нижний слой второй канавы и т. д. до конца. Если почва от природы недостаточно тучна, то ее улучшают внесением соответствующих примесей: глины или торфа к песку и песка к глине, а старой штукатурки и вообще известковых соединений ≈ ко всякой почве, небогатой известью; из органических удобрений предпочитают конский навоз. По окончании перевала, разбивают питомник на квадраты не более 25 саженей в каждой стороне, называемые кварталами, между которыми ост…
Полное определение слова «ВОСПИТАНИЕ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Воспитание сельскохозяйственных животных
≈ В ранней молодости, в период наибольшего роста ≈ у лошадей, крупного рогатого скота и овец в течение первого года, у свиней же в продолжение первых 8 месяцев ≈ животные чрезвычайно восприимчивы: содержание, кормление и уход или всеобщее воспитание их обнаруживают в это время существенное влияние на морфологическое и физиологическое развитие, и потому В. должно быть направлено сообразно с будущим назначением животного, служить для поддержания племени или для производства молока, шерсти, мяса или кожи. При В. рабочего скота следует обращать особенное внимание на развитие в нем силы и выносливости, что достигается образованием у него хорошего плотного костяка, крепких упругих мускулов и объемистой груди с большими здоровыми легкими. Средствами к этому могут служить: корм, богатый содержанием белка и фосфорнокислой извести (семена бобовых и хлебные зерна), и надлежащие упражнения мускулов посредством умеренного движения. Мясной или убойный скот должен быть способен к откорму и потому у него необходимо возможно большее развитие туловища с соответственным задержанием развития конечностей и легких. Для накопления в теле жира и образования большего количества мяса следует давать животным в достаточном размере корм, изобилующий белковыми веществами и жиром, и содержать их в стойле или хлеве, допуская возможно меньше движения. Самый переход от питания материнским молоком к твердому, объемистому корму не может быть сделан сразу, а обыкновенно происходит постепенно ≈ последовательной заменой этого молока снятым или же пойлом из отрубей, муки или жмыхов и потом уже пойла сеном. Быстрый обмен веществ в организме, хорошее развитие легких и в особенности молочных желез ≈ необходимые условия для приобретения большей молочности скота. Удовлетворение первых двух может быть достигнуто соответственным В., последнее же приобретается только наследственностью, которая вообще играет весьма важную роль при взращивании животных для того или другого хозяйственного назначения. Э…
Полное определение слова «ВОСПИТАНИЕ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Воспитание журнал
≈ руководство для родителей и наставников ≈ журнал, посвященный педагогии и выходивший с 1857 г. в СПб., в 8-ую долю листа, ежемесячно; издатель ≈ А. А. Чумиков. До 1860 года он носил название "Журнал для воспитания"; с 1861 года издание было перенесено в Москву, а в 1863 г. прекратилось. Ср. "Указатель статей, помещенных в В. с первого года до последнего 1857≈63" ("Воспитание", 1863 г., ╧ 12). См. также: псевдонимы, встречающиеся в журнале "Воспитание" ("Исторический Вестник", 1885 г., ╧ 11). В журнале сотрудничали, между прочим: Г. Веселовский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Помяловский, П. Г. Редкин, И. И. Паульсон, К. Д. Ушинский, Ф. Орбинский и др. М. М.