БУДДА: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

БУДДА

БУ́ДДА (санскр., букв. - просветлённый),

• имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н.э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имён Б.- Шакьямуни, "отшельник из шакьев").

• В буддизме - существо, достигшее состояния высшего совершенства.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БУДДА

≈ см. Буддизм.

Орфографический словарь Лопатина

БУДДА

Бу́дда, -ы, м. (имя основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы) и бу́дда, -ы, м. (в буддизме: вероучитель; лицо, достигшее духовного просветления)

Украинский толковый словарь

БУДДА

бу́дда

-и, ч. У буддизмі – істота, що досягла найвищої святості.

Большой русско-английский словарь

БУДДА

муж. Buddha

Большой русско-английский словарь

БУДДА

муж. Buddha

Большой русско-украинский словарь

БУДДА

имя собств. , сущ. муж. рода Будда

Русско-итальянский словарь

БУДДА

м. рел.
Buddha

Русско-чешский словарь

БУДДА

Buddha

Русско-голландский словарь

БУДДА

Бу́дда
m
Boeddha


Новейший философский словарь

БУДДА

(санскр. просветленный) (ок. 567-488 до н.э.) - основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской концепции. Согласно преданию, Сидд-хартха Гаутама, наследный принц царства шакьев (отсюда его прозвище Шакьямуни - отшельник из рода шакьев) в 29 лет, после того как знамения (старик, больной, покойник и нищий странник) показали ему неизбежность страдания, стал отшельником. Многолетний опыт аскетического подвижничества убедил его, что и этот путь не обеспечивает спасения; наконец, в возрасте 40 лет, после продолжительной медитации под деревом пипал (смоковницей), он достиг просветления, и до конца жизни проповедовал новое учение о спасении. Его центральным элементом являются "четыре благородные истины": 1) вся человеческая жизнь есть страдание, 2) причиной страдания является желание, 3) возможно прекращение страдания, 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания ("благородный восьмеричный путь", определяемый как "срединный" - разумно избегающий крайностей как низменного стремления к наслаждению, так и бесполезного аскетического самоистязания). В изложении своего учения Б. исходил из наличия двух различных уровней понимания - мирян и монахов. К первым обращено этико-религиозное содержание буддизма, состоящее из набора заповедей и жизненных норм; наградой за благую жизнь на земле является блаженство на небе. А для узкого круга посвященных предназначено концептуальное ядро буддизма - философская теория реальности и идеал Нирваны. Философское содержание учения Б. связано с двумя элементами "восьмеричного пути" - "правильным знанием" и "правильным сосредоточением". Основа "правильного знания" - концепция "взаимозависимого возникновения": каждая вещь возникает под воздействием других и сама оказывает на них влияние; тем самым утверждается принцип всеобщей относительности - нет ничего постоянного и устойчивого, все непрерывно изменяется. Оборотной стороной этого принципа оказывается концепция элементов-дхарм, возникающих…
Полное определение слова «БУДДА»