БРАХМА́Н,
• одно из центр. понятий инд. философии и религии индуизма, космич. духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имело разл. толкования: от полноты всевозможных определений до лишённости к.-л. определяемости, от тождества с отд. божеством до отрицания возможности тождества с ч.-л. конкретным.
• Член высш. жреч. касты.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
БРАХМАН
БРАХМАН -a, м. Член высшей жреческой касты в Индии. II прил. брахманский, -ая, -ое-
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
БРАХМАН
брахмана, м. См. брамин.
Толковый словарь Ефремовой
БРАХМАН
м.
Лицо, принадлежащее к высшей касте (первоначально - к касте жрецов) в Индии.
Лицо, принадлежащее к высшей касте (первоначально - к касте жрецов) в Индии.
Орфографический словарь Лопатина
БРАХМАН
брахма́н, -а
Украинский толковый словарь
БРАХМАН
брахма́н
-а, ч. Те саме, що брамін .
-а, ч. Те саме, що брамін .
Большой русско-английский словарь
БРАХМАН
м. рел. Brahmin
Большой русско-украинский словарь
БРАХМАН
сущ. муж. рода ; одуш. рел. брахман
Русско-французский словарь
БРАХМАН
brahmane
Русско-испанский словарь
БРАХМАН
брахм́ан
м. brahmán m
м. brahmán m
Русско-итальянский словарь
БРАХМАН
м.
bramino
bramino
Русско-белорусский словарь
БРАХМАН
брахман
Русско-голландский словарь
БРАХМАН
бра́хман
m
rel. brahmáan, brahmapriester
m
Новейший философский словарь
БРАХМАН
(санскр. - священная сила) - в умозрении и сопряженных философских учениях Древней Индии на ранних их этапах обозначение ритуальной процедуры, заклинания (древнейшие тексты Вед); позже - это сила, придающая совершаемым жертвенным обрядам должную действенность; в развитой форме - абсолютное духовное начало, имманентное и трансцендентное, внеположенное миру феноменов и познаваемое лишь наивысшей духовной интуицией религиозного плана. (Со времен Упанишад спекуляции об отношении Брахмана к самости отдельного человеческого существа составляют главную тему веданты). Б. - вечно существующий творческий и жизнеутверждающий принцип, который все созидает, поддерживает, хранит, растворяет и затем вновь возвращается к самому себе. Б., будучи недоступен вербальному описанию, невыразим в позитивной терминологии и непостижим любыми логическими системами, как правило, определяется негативно (неслышимый, невидимый, нерожденный, немыслимый, непроявленный, "не это, не это" и т.п.). Подлинная универсальность Б. достижима посредством осознания им самого себя. Обретая в процессе самопознании субъективный аспект, Б. выступает тождественным атману (как объект субъекту и мир - индивиду). Согласно учению Шанкары - кульминации исторической эволюции меры "на-груженности" понятия Б. как мирообъясняющей категории - Б. являет собой образ абсолютного мирового единства. А.А. Грицанов