Большой российский энциклопедический словарь
БЛАГОДА́ТЬ (благой дар), одно из осн. понятий в индуизме, иудаизме, христ-ве, исламе, нек-рых разновидностях буддизма; милость Бога, выражающаяся в освобождении человека от греха и даруемом ему спасении. В христ-ве - духовные дары (греч. "харизмы"), сообщаемые Богом и делающие возможным преображение человеческой личности, достижение ею божеств. "подобия"; "стяжание Б." - цель христ. жизни. Вопрос о соотношении свободы воли и Б. был предметом острой полемики в христ. богословии (Августин, пелагианство).
Большой российский энциклопедический словарь
БЛАГОДА́ТЬ, гора на Ср. Урале, близ г. Кушва. Добыча жел. руды. Выс. (до нач. разработки) 364 м. См. Гороблагодатские железорудные месторождения .
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
БЛАГОДА́ТЬ -и, ж.
• 1. О чём-н. хорошем, имеющемся в изобилии (разг.). В лесу всякая б.: и грибы, и ягоды.
• 2. в зная. сказ. Очень хорошо, прекрасно (где-н.). Весной здесь б. Какая тут б.!
• 3. В религиозных представлениях: сила, ниспосланная человеку свыше [первоначально - для исполнения воли Бога]. Б. низошла на кого-н.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
благодати, мн. Нет, ж. 1. Полнота благ, довольство (разг.). Какая у вас тут благодать! 2. Свыше ниспосланная сила, помощь (церк.). Нет ни в чем вам благодати; с счастием у вас разлад. Пушкин.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Благодать (Горки)
≈ сельцо Алексеевского у. Тульской губ., в 4 вер. от реки Оки, 54╟42' с. ш. и 6╟58' в. д.; от гор. Торуса 8 верст. Высота 114 с. В берегах Оки здесь выходы угленосного яруса каменноугольной системы; а в нагорье он, кроме песков, покрывается известняками, заключ. Productus Gig. и Prod. Striatus. Черные глины ≈ огнеупорны; белые пески ≈ стекловарены. Кдрц.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Благодать богословское понятие
(χάρις, gratia). ≈ На богословском языке благодатью называется божественная сила, даруемая от Бога человеку для спасения. Греховность всех людей, как потомков Адама, и неспособность их собственными силами загладить грех, примириться с Богом и совершить свое спасение, а вместе с этим и необходимость божественной благодати для спасения были с первых времен общепринятыми истинами в христианской церкви. Самое воплощение Бога-Слова всегда рассматривалось как домостроительство Божие (ο ' ικονομία θεοΰ) к спасению человека: спасение падшему человеку дано Богом во Христе. Но в этих общих положениях заключается много частных понятий, потребовавших с течением времени точных определений: как усвояется отдельным человеком дарованное людям спасение? Что при этом первое и важнейшее ≈ божественная благодать или человеческая воля? И наконец, как и в чем именно проявляется деятельность той и другой? Восточные отцы, признавая вполне необходимость благодати для спасения человека, в то же время не отрицали и свободную деятельность человеческой воли, чтобы этим последним отчасти устранить гностико-манихейские воззрения на зло как на естественную необходимость. Западные учители, признавая человеческую волю, ослабленную грехом, немощною для совершения спасения, первое и особенное значение придавали божественной благодати. Но во всяком случае все эти понятия как на Востоке, так и на Западе не имели детального развития и точнейшего определения и не были приведены в строгую систему до V века. В это время поставлен и развит был вопрос о спасении, так называемый автропологический, и чрезвычайно занимал Запад тогда, как Восток волновался вопросом о лице Христа, так называемым христологическим. Главная заслуга в решении этого вопроса принадлежит блаженному Августину, епископу Иппонскому (Hippo regius) ≈ в Северной Африке. Бл. Августин приведен был к своей системе отчасти опытом своей личной жизни (см. Августин), но точно и резко определил свою систему в полемике с британским монахом Пелагием (см. П…
Полное определение слова «БЛАГОДАТЬ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Благодать гора
≈ гора в Европейской России, в Верхотурском уезде Пермской губ., на восточном склоне Уральского хребта, в 1 вер. от Кушвинского зав. ≈ знаменита как громаднейшее из известных в свете месторождений магнитного железняка. Высота ее над ур. моря составляет около 385 м. Б. представляет возвышенность в 20 вер. от оси Урала, стоящую особняком на равнине и связывающуюся лишь с холмом Благодаткою, занятом отчасти строениями, входящими в состав Кушвинского завода. Обширное Салжечское болото примыкает к ней с В. У Б. ≈ две вершины, отделяемые одна от другой седловиною. Южная состоит, в свою очередь, из двух скал, верхушки которых соединены деревянным мостом, и на большей из них (южной) построена часовня во имя Преображения Господня, а также стоит чугунный памятник вогулу Степану Чумнину, благодаря которому рудное месторождение горы Б. сделалось впервые известным. Западный склон горы, сложенный из порфировидных зеленокаменных горных пород, не содержит залежей магнитного железняка; зато на вершине и в особенности по восточному склону известны многочисленные залежи магнитного железняка, являющиеся в виде громадных неправильных штоков и жил. Магнитный железняк этих жил имеет в различных местах разнообразное строение: или он плотен и мелкозернист, или является выветрившимся и рассыпается в мелкий порошок, или образует валуны (куски и глыбы разной величины), заключенные в глине. Кристаллический магнитный железняк встречается редко, так же как и куски, обладающие ясною притягательною силою (причем эти "натуральные магниты" вообще слабы). Руды подчинены ортоклазовым порфирам и авгитовым сиенитам, приподнятым в виде антиклинальной складки. Руды проникнуты включениями хлорита, благодаря чему свежая "синяя" руда в наружных частях месторождений переходит в охристую "красную". Как примесь встречаются полевой шпат, анальцим, каолин, известковый шпат, апатит, медные руды и т. д. Особенно богата рудою часть горы, занимающая площадь в 50000 кв. саж. и заключающая выработки ╧╧ 1≈8. Р…
Полное определение слова «БЛАГОДАТЬ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Благодать трава
≈ благодатная трава, местное название (в С.-Петерб. и Пермск. губ. и некот. друг. мест.) растения аврон , Gratiola officinalis L. См. Грациола.
Русско-латинский словарь
charisma, atis, n; gratia , ae, f;