Большой российский энциклопедический словарь
БАЛЕ́Т (франц. ballet, от итал. balletto), вид сценич. иск-ва, содержание к-рого раскрывается в танц.-муз. образах. Б. начал формироваться в Европе в 16 в. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим начиная со 2-й трети 19 в. выдающихся балетм. Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России высш. достижения Б. связаны с балетм. Ш.Л. Дидло, М.И. Петипа и Л.И. Ивановым. Наиб. известные рус. артисты 1-й пол. 19 в.: А.И. Истомина, Е.И. Андреянова, Е.А. Санковская, кон. 19 в.- М.Ф. Кшесинская, О.О. Преображенская и др. Нач. 20 в. ознаменовано реформаторской деятельностью балетм. М.М. Фокина, А.А. Горского. Огромное влияние на мировой Б. оказали "Русские сезоны" за границей, организованные С.П. Дягилевым с участием А.П. Павловой, Т.П. Карсавиной, В.Ф. Нижинского и др. Во Франции в числе наиб. известных балетмейстеров - С. Лифарь, Р. Пети, М. Бежар, балерина И. Шовире. В Великобритании нац. Б. возник благодаря усилиям Н. де Валуа, М. Рамбер, Ф. Аштона, балерины М. Фонтейн. В США, где работали Дж. Баланчин, Дж. Роббинс, на Б. оказал влияние амер. танец "модерн" (М. Грэхем и др.). В Германии Б. развивался после 2-й мир. войны (балетм. Дж. Кранко, Дж. Ноймайер). В числе наиб. известных рус. мастеров: балетм. К.Я. Голейзовский, Ф.В. Лопухов, Р.В. Захаров, В.И. Вайнонен, Л.М. Лавровский, Ю.Н. Григорович; артисты Г.С. Уланова, М.Т. Семёнова, О.В. Лепешинская, А.Н. Ермолаев, В.М. Чабукиани, А.М. Мессерер, К.М. Сергеев, Н.М. Дудинская, Т.М. Вечеслова, М.М. Плисецкая, Р.С. Стручкова, Н.В. Тимофеева, В.В. Васильев, Е.С. Максимова, Н.И. Бессмертнова, И.А. Колпакова, М.Л. Лавровский, М.Э. Лиепа, Р.Х. Нуреев, М.Н. Барышников и др.
Большой российский энциклопедический словарь
"БАЛЕ́Т", лит.-критич. и ист.-теоретич. журнал, с 1981 (до 1991 "Сов. балет"), Москва. Учредители (1998) - члены творч. совета журнала и Мин-во культуры Рос. Федерации. 6 номеров в год, 1 раз в год дайджест на англ. яз.
Большой российский энциклопедический словарь
"БАЛЕ́Т НА ЛЬДУ" САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, создан в 1967. Основатель и гл. балетм.- К.Ф. Боярский (в 1967-74), затем К.А. Рассадин (с 1979).
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
БАЛЕ́Т -а, м.
• 1. Искусство сценического танца. Классический б.
• 2. Театральное представление - танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой. Б. на льду (на коньках).
• 3. Артисты, участвующие в таком представлении. II прил. балетный, -ая, ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
балета, м. (фр. ballet). 1. Театральное представление на определенный сюжет из танцев и пантомим под музыку. Пойти на балет.
Музыкальное произведение, предназначенное для такого представления. Оркестр исполнил вальс из популярного балета. 2. только ед. Искусство театрального танца. Русский балет. Классический балет.
Толковый словарь Ефремовой
м.
1) Вид музыкально-театрального искусства, представляющий собою сочетание танца, музыки и драматургии.
2)
а) Театральное представление, действие которого сопровождается музыкой, передается через танец и пантомиму.
б) Музыкальное произведение, написанное для такого представления.
в) разг. Труппа артистов, участвующих в таком представлении.
Толковый словарь В. И. Даля
м. зрелище, составленное из плясок и немого действия. Балетный, к такому представлению относящийся; балетчик м. балетчица ж. балетный плясун. Балетмейстер м. сочинитель, составитель балетов; содержатель общества балетных плясунов; начальник над ними.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(от ballare ≈ танцевать) ≈ так называются сопровождаемые музыкой театральные представления, в которых действующие лица посредством мимических движений и танцев выражают различные характеры, мысли и страсти. Б. принадлежит к разряду пластических искусств, основные элементы которого: танцы, пластика и мимика. Б. есть своего рода драма, за отсутствием живого слова выраженная в грациозных или выразительных движениях, игре лица, красивых жестах, наконец, в танцах. Начало Б. теряется в глубокой древности. Многие писатели видят его происхождение в религиозных танцах евреев и египтян, которыми сопровождались их религиозные торжества: танцами египтяне изображали движение небесных светил, у евреев царь Давид танцевал с левитами, когда скинию Завета переносили из Обедедона в Иерусалим. До XIII в. танцевали в латинских и греческих церквях, да и до сих пор танцуют в религиозных процессиях не только на Востоке, но даже в Испании и Португалии. Б. у греков всегда сопровождал их комедии и трагедии, но общей связи с главвым действием не имел, а был только дивертисментом. У римлян существовали религиозные пляски, по преданию, установленные Пумой Помпилием в честь Марса (известны пляски салийских жрецов), но в этих плясках не было той целомудренности, которой отличались греческие танцы. Вот как описывает Тацит пляску сбора винограда: в великолепных садах, при свете тысяч факелов, прикрытые звериными шкурами, римские жены и девы дикими кликами призывали Бахуса, топаньем босых ног изображая выжимание винограда; среди них Мессалина с распущенными косами махала тирсом в то время, когда ее любовник Силий венчал себе голову плющом. Всем действующим лицам в этих празднествах имп. Клавдий приказал отрубить головы. В царствование Августа мимы Батилл и Пилад завоевали всеобщее внимание своими балетными представлениями. Пиладу из Киликии приписывают изобретение патетического и трагического балета. Б. Батилла Александрийского отличался комизмом и веселостью. Ни у греков, ни у римлян Б. не имел самостоятельного значения, а являлся…
Полное определение слова «БАЛЕТ»
Словарь иностранных слов
[фр. ballet, ит. balletto < ср.-лат. ballare танцевать] - вид театрального искусства, сочетающий хореографию, музыку и драматургический замысел; музыкально-драматическое произведение, исполняемое средствами танца и пантомимы.
Этимологический словарь Фасмера
бале́т
•непосредственно из франц. ballet или через нем. Ballett, которые происходят из ит. balletto от ballo "бал"; см. Доза; Клюге-Гётце 36.