Большой российский энциклопедический словарь
БАЛЕТ
БАЛЕ́Т (франц. ballet, от итал. balletto), вид сценич. иск-ва, содержание к-рого раскрывается в танц.-муз. образах. Б. начал формироваться в Европе в 16 в. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим начиная со 2-й трети 19 в. выдающихся балетм. Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России высш. достижения Б. связаны с балетм. Ш.Л. Дидло, М.И. Петипа и Л.И. Ивановым. Наиб. известные рус. артисты 1-й пол. 19 в.: А.И. Истомина, Е.И. Андреянова, Е.А. Санковская, кон. 19 в.- М.Ф. Кшесинская, О.О. Преображенская и др. Нач. 20 в. ознаменовано реформаторской деятельностью балетм. М.М. Фокина, А.А. Горского. Огромное влияние на мировой Б. оказали "Русские сезоны" за границей, организованные С.П. Дягилевым с участием А.П. Павловой, Т.П. Карсавиной, В.Ф. Нижинского и др. Во Франции в числе наиб. известных балетмейстеров - С. Лифарь, Р. Пети, М. Бежар, балерина И. Шовире. В Великобритании нац. Б. возник благодаря усилиям Н. де Валуа, М. Рамбер, Ф. Аштона, балерины М. Фонтейн. В США, где работали Дж. Баланчин, Дж. Роббинс, на Б. оказал влияние амер. танец "модерн" (М. Грэхем и др.). В Германии Б. развивался после 2-й мир. войны (балетм. Дж. Кранко, Дж. Ноймайер). В числе наиб. известных рус. мастеров: балетм. К.Я. Голейзовский, Ф.В. Лопухов, Р.В. Захаров, В.И. Вайнонен, Л.М. Лавровский, Ю.Н. Григорович; артисты Г.С. Уланова, М.Т. Семёнова, О.В. Лепешинская, А.Н. Ермолаев, В.М. Чабукиани, А.М. Мессерер, К.М. Сергеев, Н.М. Дудинская, Т.М. Вечеслова, М.М. Плисецкая, Р.С. Стручкова, Н.В. Тимофеева, В.В. Васильев, Е.С. Максимова, Н.И. Бессмертнова, И.А. Колпакова, М.Л. Лавровский, М.Э. Лиепа, Р.Х. Нуреев, М.Н. Барышников и др.