Большой российский энциклопедический словарь
АРИСТО́ТЕЛЬ (384-322 до н.э.), др.-греч. философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу . Воспитатель Александра Македонского. Соч. А. охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник форм. логики, создатель силлогистики . "Первая философия" (позднее наз. метафизикой) содержит учение об осн. принципах бытия: возможности и осуществлении (см. Акт и потенция ), форме и материи , действующей причине и цели (см. Энтелехия ). Идеи (формы, эйдосы ) - внутр. движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный "ум", нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганич. мир, растение, животное, человек. "Ум", разум, отличает человека от животного. Центр. принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек - существо общественное. Наилучшие формы гос-ва - монархия, аристократия, "политика" (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия . Суть иск-ва - подражание (мимесис), цель трагедии - "очищение" духа ( катарсис ). Осн. соч.: логич. свод "Органон" ("Категории", "Об истолковании", "Аналитики" 1-я и 2-я, "Топика"), "Метафизика", "Физика", "О возникновении животных", "О душе", "Этика", "Политика", "Риторика", "Поэтика". См. Аристотелизм .
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
- один из величайших философов Греции, творец самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основатель истинного естествознания и глава перипатетической школы; род. 384 до Р. Х. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. Отсюда имя Стагирита, которое часто давалось А. Отец его Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной. Рано потеряв родителей, он отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, на 18 году - в Афины, где прожил целые 20 лет. Там, под влиянием Платона, лекции которого А. так же усердно слушал, как изучал его сочинения, дух ученика развился так быстро и мощно, что он скоро занял самостоятельное положение относительно своего учителя. Если же позднейшие писатели говорят об открытом раздоре между ними и охотно распространяются о неблагодарности ученика к учителю, то против этого решительно говорит всегда почтительный тон, в котором А. ведет свою полемику против Платонова учения об идеях. Уважение А. к учителю засвидетельствовано, между прочим, отрывком элегии на смерть Эвдема, где А. говорит о Платоне, что "дурной человек не имеет даже права хвалить его". Весьма естественно, что различие взглядов вело к спорам между двумя мыслителями, но А. постоянно отзывается о Платоне с уважением, а иногда с большою важностью. "Если подобные отношения, - справедливо замечает один историк философии, - можно назвать неблагодарностью, то такую неблагодарность питают все ученики, которые не были рабскими последователями своих учителей". Невероятно также, чтобы еще при жизни Платона А. основал свою собственную философскую школу, враждебную академии Платона. Против этого говорит тот именно факт, что немедленно после смерти Платона (347 до Р. Х.) А. вместе с любимым учеником последнего Ксенофонтом переехал к атарнейскому тирану Гермию. Когд…
Полное определение слова «АРИСТОТЕЛЬ»
Большой русско-украинский словарь
имя собств. , сущ. муж. рода Аристотель
Русско-голландский словарь
Аристо́тель
m
Aristoteles
Психологический словарь
(384-322 до н. э.) — величайший древнегреч. философ, впервые давший «функциональное» определение души (душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функции, суть и цель живого тела), автор 1-го специального произведения о душе, в котором он систематизировал имевшиеся в то время взгляды на душу и психические процессы и обосновал свои идеи о 3 «ступенях» души: растительной, животной и разумной (человеческой). В отличие от первых 2 разумная душа божественна по происхождению и отделима от тела. Учение А. о душе и закономерностях познавательных и аффективно-волевых процессов вплоть до VII в. являлось основой для тех, кто изучал проблемы души, и было ассимилировано последующими научными исследованиями психики. См. также Иллюзия Аристотеля. (Е. Е. Соколова.)
Большой словарь оружия
из Болоньи, литейщик ружей. Россия. Около 1460.