ЭФФЕ́КТ (от лат. effectus - исполнение, действие, от efficio - действую, исполняю),
• результат, следствие к.-л. причин, действий (напр., Э. лечения).
• Сильное впечатление, произведённое кем-либо, чем-либо; средство, приём (в т.ч. в иск-ве), цель к-рых - произвести впечатление, удивить или создать иллюзию чего-либо (напр., световые, шумовые Э. в т-ре).
• Физ. явление, напр. фотоэффект.
Большой российский энциклопедический словарь
ЭФФЕКТ
"ЭФФЕ́КТ ПАМЯТИ", восстановление в результате нагрева после пластич. деформации первонач. формы изделия. Наблюдается в изделиях из сплавов Ni-Ti (нитинол), Au-Cd, Ti-Co, Ti-Fe и др., а также в полимерных изделиях, сформованных в высокоэластич. состоянии.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ЭФФЕКТ
ЭФФЕ́КТ , -а, м. 1 Впечатление, производимое кем-чем-н. на кого-н. Произвести э.
• 2. Действие как результат чего-н., следствие чего-н. Лекарство не дало желаемого эффекта. Экономический э.
• 3. Средство, с помощью к-рого создается какое-н. впечатление. Шумовые, световые эффекты в театре.
• 2. Действие как результат чего-н., следствие чего-н. Лекарство не дало желаемого эффекта. Экономический э.
• 3. Средство, с помощью к-рого создается какое-н. впечатление. Шумовые, световые эффекты в театре.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
ЭФФЕКТ
эффекта, м. (латин. effectus - Действие). 1. только ед. впечатление, производимое кем-чем-н. на кого-что-н. Весь эффект неожиданности, на который мы рассчитывали, был потерян. Л. Толстой. Вчера ваша риторика не произвела того эффекта, на который вы рассчитывали. А. Островский. 2. только ед. Действие, производимое кем-чем-н., результат, следствие чего-н. (книжн., спец.). Капитальные вложения в промышленность дали громадный эффект. Лекарство не дало никакого эффекта. 3. преимущ. мн. То, с помощью чего создается какое-н. впечатление. Световые, шумовые эффекты. Сценические эффекты. все эффекты, все ужасы (в пьесе) нарочно прибраны, как на подбор. А.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ЭФФЕКТ
Эффект тепловой
≈ см. Термохимия.
≈ см. Термохимия.
Словарь иностранных слов
ЭФФЕКТ
[лат. effectus] - 1) действие, результат чего-л. (напр., э. лечения); 2) впечатление, производимое на кого-л. кем-, чём-л.; 3) средство, прием для создания определенного впечатления (напр., световые, шумовые эффекты в театре).
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
ЭФФЕКТ
см. действие
Психологический словарь
ЭФФЕКТ
БАБОЧКИ
(англ. butterfly effect) — термин, метафорически отражающий возможность серьезных последствий незначительных и непредсказуемых событий. Л. Росс и Р. Нисбетт объясняют его происхождение ссылкой на высказывание оставшегося анонимным метеоролога о том, что бабочка, машущая крыльями в Пекине, при определенных обстоятельствах может повлиять на погоду, которая через несколько дней установится на западе США. Исследователь, имеющий дело с любыми сложными интерактивными нелинейными системами (в т. ч. относящимися к психике, поведению и социальным взаимодействиям), д. б. готов к встрече с Э. б. (И. А. Мещерякова.)
(англ. butterfly effect) — термин, метафорически отражающий возможность серьезных последствий незначительных и непредсказуемых событий. Л. Росс и Р. Нисбетт объясняют его происхождение ссылкой на высказывание оставшегося анонимным метеоролога о том, что бабочка, машущая крыльями в Пекине, при определенных обстоятельствах может повлиять на погоду, которая через несколько дней установится на западе США. Исследователь, имеющий дело с любыми сложными интерактивными нелинейными системами (в т. ч. относящимися к психике, поведению и социальным взаимодействиям), д. б. готов к встрече с Э. б. (И. А. Мещерякова.)
Психологический словарь
ЭФФЕКТ
БУМЕРАНГА
(англ. boomerang effect) — изменение (сдвиг) аттитюда (социальной установки, убеждения) в обратном — относительно планировавшегося (целевого, ожидаемого) — направлении (см. Аттитюда изменение ). Син. негативное изменение аттитюда. Э. б. нередко возникает в результате неуклюжих, неделикатных попыток повлиять на чувства, планы, убеждения адресата, аудитории. Напр., успокоительная, по интенции адресанта (врача, министра, главы государства) речь может вызвать прямо против. эффект. (Б. М.)
(англ. boomerang effect) — изменение (сдвиг) аттитюда (социальной установки, убеждения) в обратном — относительно планировавшегося (целевого, ожидаемого) — направлении (см. Аттитюда изменение ). Син. негативное изменение аттитюда. Э. б. нередко возникает в результате неуклюжих, неделикатных попыток повлиять на чувства, планы, убеждения адресата, аудитории. Напр., успокоительная, по интенции адресанта (врача, министра, главы государства) речь может вызвать прямо против. эффект. (Б. М.)
Психологический словарь
ЭФФЕКТ
ГЕНЕРАЦИИ
— см. Зинченко П . И.
— см. Зинченко П . И.
Психологический словарь
ЭФФЕКТ
ЗИНЧЕНКО
— см. Зинченко П . И.
— см. Зинченко П . И.
Психологический словарь
ЭФФЕКТ
НЕДАВНОСТИ
, ЭФФЕКТ КРАЯ — см. Позиционная кривая , Эффект первичности.
, ЭФФЕКТ КРАЯ — см. Позиционная кривая , Эффект первичности.
Психологический словарь
ЭФФЕКТ
ПЕРВИЧНОСТИ
(в процессах общения) (англ. primacy effect) — часто имеющее место в коммуникативных процессах явление, когда наибольшее влияние на формирование впечатления (напр., о человеке) оказывает информация, переданная в первую очередь. Э. п. не сводится лишь к особенностям памяти и одноименному мнемическому эффекту (см. Позиционная кривая ). Более ранняя информация создает установку (когнитивную схему), которая в дальнейшем выполняет роль фильтра: установка «усиливает» информацию, подтверждающую ее, и «ослабляет» информацию, которая противоречит ей. Э. п. не является универсальным, в ряде случаев обнаруживается против. эффект, который называется «эффект недавности» (recency effect). Последний часто наблюдается в случае явно выраженной конфронтации альтернативных мнений и оценок (позиций), напр., в судебном процессе (особенно в ситуации, когда решение принимается сразу же после выслушивания сторон, но не после перерыва в несколько дней). (Б. М.)
(в процессах общения) (англ. primacy effect) — часто имеющее место в коммуникативных процессах явление, когда наибольшее влияние на формирование впечатления (напр., о человеке) оказывает информация, переданная в первую очередь. Э. п. не сводится лишь к особенностям памяти и одноименному мнемическому эффекту (см. Позиционная кривая ). Более ранняя информация создает установку (когнитивную схему), которая в дальнейшем выполняет роль фильтра: установка «усиливает» информацию, подтверждающую ее, и «ослабляет» информацию, которая противоречит ей. Э. п. не является универсальным, в ряде случаев обнаруживается против. эффект, который называется «эффект недавности» (recency effect). Последний часто наблюдается в случае явно выраженной конфронтации альтернативных мнений и оценок (позиций), напр., в судебном процессе (особенно в ситуации, когда решение принимается сразу же после выслушивания сторон, но не после перерыва в несколько дней). (Б. М.)
Психологический словарь
ЭФФЕКТ
ПОДСКАЗКИ
— см. Помехоустойчивость оператора .
— см. Помехоустойчивость оператора .
Психологический словарь
ЭФФЕКТ
ПУРКИНЬЕ
— см. Пуркинье эффект .
— см. Пуркинье эффект .
Психологический словарь
ЭФФЕКТ
СТАЙЛСА
—КРОУФОРДА — см. Стайлса —Кроуфорда эффект.
—КРОУФОРДА — см. Стайлса —Кроуфорда эффект.
Психологический словарь
ЭФФЕКТ
СТРУПА
(англ. Stroop test) — затруднение в назывании цвета, которым написано слово, если последнее обозначает к.-л. иной цвет. Тест, или процедуру, для демонстрации Э. С. разработал J. P. Stroop в 1935 г. Оригинальный тест состоит из ряда карт, на которых представлены названия цветов, отпечатанные разным цветом. Испытуемого просят, игнорируя значение слова, сообщать только о цвете шрифта, однако Э. С. показывает, что слова непроизвольно читаются и их семантика интерферирует с задачей опознания несемантического признака, что проявляется в увеличении времени реакции и частоты ошибок. Э. С., как и метод дихотического прослушивания, используется для исследования селективности настройки произвольного внимания. (Б. М.)
(англ. Stroop test) — затруднение в назывании цвета, которым написано слово, если последнее обозначает к.-л. иной цвет. Тест, или процедуру, для демонстрации Э. С. разработал J. P. Stroop в 1935 г. Оригинальный тест состоит из ряда карт, на которых представлены названия цветов, отпечатанные разным цветом. Испытуемого просят, игнорируя значение слова, сообщать только о цвете шрифта, однако Э. С. показывает, что слова непроизвольно читаются и их семантика интерферирует с задачей опознания несемантического признака, что проявляется в увеличении времени реакции и частоты ошибок. Э. С., как и метод дихотического прослушивания, используется для исследования селективности настройки произвольного внимания. (Б. М.)
Психологический словарь
ЭФФЕКТ
СУФФИКСА
(англ. suffix effect) — мнемический эффект, состоящий в снижении или устранении эффекта недавности (т. е. лучшего воспроизведения последних членов ряда по сравнению со средними) вследствие добавления в конце ряда стимула (называемого суффиксом), который не требуется запоминать и воспроизводить. Э. с. первоначально был открыт для вербального, предъявляемого на слух материала; позднее он был получен для музыкальных звуков и при свободном воспроизведении — для зрительно предъявляемого материала (картинки, написанные слова). Иногда переводится как «эффект дополнения». См. также Позиционная кривая. (Б. М.)
(англ. suffix effect) — мнемический эффект, состоящий в снижении или устранении эффекта недавности (т. е. лучшего воспроизведения последних членов ряда по сравнению со средними) вследствие добавления в конце ряда стимула (называемого суффиксом), который не требуется запоминать и воспроизводить. Э. с. первоначально был открыт для вербального, предъявляемого на слух материала; позднее он был получен для музыкальных звуков и при свободном воспроизведении — для зрительно предъявляемого материала (картинки, написанные слова). Иногда переводится как «эффект дополнения». См. также Позиционная кривая. (Б. М.)
Психологический словарь
ЭФФЕКТ
ЭБНЕЯ
— см. Эбнея эффект .
— см. Эбнея эффект .