Большой российский энциклопедический словарь
ЭМПИРИ́ЗМ (от греч. empeiria - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единств. источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Как целостная гносеологич. концепция Э. сформировался в 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм); элементы Э. присущи позитивизму, неопозитивизму (логич. Э.).
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ЭМПИРИЗМ , -а. м.
• 1. Философское на-1 правление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.
• 2. Исследовательский метод, основанный на описании фактов, без последующих заключений и теоретических обобщений (книжн.). К прил. эмпирический, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
эмпирпизма, мн. нет, м. (см. эмпирия) (филос.). Философское направление, признающее опыт единственным источником познания и отрицающее значение научных обобщений, абстракций. Английский эмпиризм. Ползучий эмпиризм. (беспринципное и бесперспективное делячество; полит.).
Толковый словарь В. И. Даля
м. греч. слепой опыт, без разумного примененья теории и вообще науки. -рический, основанный на одном опыте, не на учении. Эмпирик, противопол. теорик; кто следует одному опыту, практике, отвергая рассужденье и науку.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ философское направление, видящее в опыте единственный источник познания. В метафизике направление это охватывает весьма разнообразные точки зрения, то переходя в догматические системы известного типа, то превращаясь в скептицизм. Это объясняется различием толкований, какие нередко тот же мыслитель может придавать понятию "опыт". Под опытом в узком смысле слова разумеют познание единичного (Аристотель: ή μέν έμπειρία τών χαθ ' έχαστόν εστι γνώσις ≈ sin gularium cognitio). Но единичное можно понимать: 1) как субъективное ощущение, если дело идет о внешнем опыте, или как "единичное представление", если дело идет о внутреннем опыте; 2) как восприятие чего-то единичного, что обладает независящим от сознания существованием в виде части внешнего мира и продолжает существовать, помимо сознания и в то время, когда восприятие прерывается. Это различное понимание опыта создает две типичных формы Э.: имманентный и трансцендентный. I ) Имманентным Э. называются философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений. Такие попытки в истории философии приводили или к полному скептицизму (Протагор, Пиррон, Монтень), или к безмолвному предположению трансцендентного (системы Юма и Милля). Юм подвергает сомнению существование реальности вне сознания. Oн противопоставляет сравнительно бледным и слабым психическим переживаниям ≈ Идеям ≈ более яркие и сильные ≈ Впечатления, но признает эту границу текучей, не безусловной, как это обнаруживается в сумасшествии и в сновидениях. Отсюда, казалось бы, следовало ожидать, что Юм будет считать недоказанным реальное тождество впечатлений, но, провозглашая подобную точку зрения, он не выдерживает её, принимая незаметно для себя впечатления за объекты, существующие помимо сознания и действующие на нас как раздражения. Подобным же образом Милль, ограничивая весь материал познания един…
Полное определение слова «ЭМПИРИЗМ»
Словарь иностранных слов
[<гр. empeirla опыт] - философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний; э. преувеличивает роль чувственного познания, недооценивает роль мышления, научных абстракций (ср. рационализм).