Большой российский энциклопедический словарь
ЭКЛЕКТИ́ЗМ (эклектика) (от греч. eklektikos - выбирающий), механич. соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, худ. элементов и т.п.; в архитектуре и изобр. иск-ве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистич. оформления для зданий или худ. изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование ист. стилей в архитектуре и худ. пром-сти 19 в.).
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ЭКЛЕКТИ́ЗМ -а, м. (книжн.). Неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов. Э. в исследовании. Э. в искусстве. 11 прил. эклектический, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
эклектицизма, мн. нет, м. (от греч. eklego - выбираю) (книжн.). Механическое, лишенное принципиальности, соединение разнородных начал, точек зрения, взглядов. Эклетизм в философии. Эклетизм в искусстве.
Толковый словарь Ефремовой
м.
Неорганичное, внешнее соединение внутренне не соединимых взглядов, точек зрения, теорий, идейных направлений.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(от εκλέγω ≈ избираю) ≈ направление в философии, старающееся построить систему путем сочетания различных признаваемых истинными положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Термин этот ввел в употребление Потамон (II в. по Р. Х.), александриец, о котором говорит Диоген Лаэртийский в конце своего введения в "Жизнь древних философов". Эклектическое направление в том случае, когда оно приближается к синкретизму, т. е. к беспринципному и неметодичному соединению противоположных систем, заслуживает осуждения. Такой Э. знаменует упадок философского творчества и появляется в истории обыкновенно после того, как известный принцип теряет в сознании людей свою силу и господствующее положение. Так, после Платона и Аристотеля Э. постепенно распространяется, пока наконец в александрийской философии не получает всеобщего признания. То же самое замечается и в Вольфовой философии по отношению к философии Лейбница. В XIX в. эклектиком был Кузен (и Жуффруа), старавшийся сочетать принципы немецкого идеализма с началами английского эмпиризма. Критерием при определении истинности начал, которые стараются сочетать, обыкновенно служит "здравый смысл". Ежели такое направление в философии и не выдерживает критики, то это еще не значит, что всякий Э. должен быть осуждаем. Всякая система должна считаться с твердо установленными фактами и с истинными положениями, какой бы философской школе они ни принадлежали. Эту сторону дела особенно хорошо выразил Лейбниц, утверждавший, что все системы философии правы в том, что они утверждают, ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают. Выражая стремление считаться со всеми возможными направлениями и путем критики находить в них зерно истины, Э., следовательно, может обозначать требование широты кругозора в деле обоснования собственной системы. Э. Р.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(от εκλέγω ≈ избираю) ≈ направление в философии, старающееся построить систему путем сочетания различных признаваемых истинными положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Термин этот ввел в употребление Потамон (II в. по Р. Х.), александриец, о котором говорит Диоген Лаэртийский в конце своего введения в "Жизнь древних философов". Эклектическое направление в том случае, когда оно приближается к синкретизму, т. е. к беспринципному и неметодичному соединению противоположных систем, заслуживает осуждения. Такой Э. знаменует упадок философского творчества и появляется в истории обыкновенно после того, как известный принцип теряет в сознании людей свою силу и господствующее положение. Так, после Платона и Аристотеля Э. постепенно распространяется, пока наконец в александрийской философии не получает всеобщего признания. То же самое замечается и в Вольфовой философии по отношению к философии Лейбница. В XIX в. эклектиком был Кузен (и Жуффруа), старавшийся сочетать принципы немецкого идеализма с началами английского эмпиризма. Критерием при определении истинности начал, которые стараются сочетать, обыкновенно служит "здравый смысл". Ежели такое направление в философии и не выдерживает критики, то это еще не значит, что всякий Э. должен быть осуждаем. Всякая система должна считаться с твердо установленными фактами и с истинными положениями, какой бы философской школе они ни принадлежали. Эту сторону дела особенно хорошо выразил Лейбниц, утверждавший, что все системы философии правы в том, что они утверждают, ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают. Выражая стремление считаться со всеми возможными направлениями и путем критики находить в них зерно истины, Э., следовательно, может обозначать требование широты кругозора в деле обоснования собственной системы. Э. Р.
Словарь иностранных слов
[< гр.; см. эклектик] - отсутствие единства, целостности, последовательности в убеждениях, теориях; беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных воззрений, напр, материализма с идеализмом; в искусстве - формальное, механическое соединение различных стилей.
Орфографический словарь Лопатина
эклекти́зм, -а
Большой русско-английский словарь
муж. eclecticism
eclecticism
Русско-немецкий словарь
эклектизм м филос. Eklektizismus m тк. sg, неизм.
Большой русско-украинский словарь
сущ. муж. рода , только ед. ч. мор. еклектизм -у
Русско-французский словарь
м. филос.
éclectisme
m
Русско-испанский словарь
эклект́изм
м. книжн. eclecticismo m , eclectismo m
Русско-итальянский словарь
м. книжн.
eclettismo
Русско-чешский словарь
eklekticismus
elektricismus
Русско-белорусский словарь
эклектызм
Русско-голландский словарь
эклекти́зм
m
eclecticisme het
Русско-турецкий словарь
м
eklektizm
Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005
– 1)Механическое, нетворческое соединение внутренне несоединимых взглядов, художественных элементов; отсутствие единства, целостности последовательности в убеждениях, теориях. 2) Термин постмодернизма, когда смешиваются в одном произведении различные литературные жанры и языки. Например, в романе может присутствовать жанр художественной литературы, научной, литературоведческой, исторической и т.д. на равных правах.