ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИ́ЗМ (от позднелат. exsistentia - существование), или философия существования, филос. направление, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мир. войны в Германии, в период 2-й мир. войны во Франции, а после её окончания и в др. странах. Идейные истоки - учение С. Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религ. Э. (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю). В центре Э. - "экзистенция", человеческое существование, как оно предстаёт в непосредств. переживании своего "бытия-в-мире" - в актах заботы, страха, любви, ненависти, раскаяния, отчаяния, решимости, надежды и т.д. Будучи всегда "заброшена" в ту или иную конкретную (ист.) ситуацию, экзистенция совершает выбор самой себя, реализуя тем самым изначально присущую ей свободу. Э. оказал значит. влияние на лит-ру и иск-во 20 в.

Толковый словарь Ефремовой

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

м.
Направление в философии, которое признает лишь индивидуальную духовную жизнь, "человеческое существование" и стремится доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности и т.п.

Словарь иностранных слов

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

[< лат. existentia существование] - разновидность субъективного идеализма, распространенная в современной буржуазной философии и литературе (в особенности в западногерманской и французской); э. считает, что предметом философии является человек, который рассматривается лишь как духовное начало, идеалистически; э. объективно подрывает веру в науку.

Большой русско-украинский словарь

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

сущ. муж. рода , только ед. ч. филос. екзистенціалізм

Новейший философский словарь

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

(позднелат. - ex(s) istentia - существование), или философия существования, - одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. возник накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Э. еще во время 1-й мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар). В середине века Э. широко распространился и в др. странах, в т.ч. и США. Представители Э. в Италии - Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему близок Ортега-и-Гассет. К Э. близки французский персонализм и немецкая диалектическая теология. Получив наибольшее признание и популярность в сер. 20 века, Э. стал одним из наиболее влиятельных и продуктивных культурогенных факторов эпохи, он определял интеллектуально-духовные поиски широких слоев интеллигенции, оказал сильное влияние на литературу, литературоведение, искусство и др. Немало представителей Э., плодотворно работая также в области литературы, получили широкую известность и безусловное признание и как романисты, драматурги, литературоведы. Э. - спорное, достаточно условное (в той мере, в какой почти неизбежно условна всякая типологизация, всякий "изм", тем более, как это имеет место в данном случае, применительно к мыслителям, концепции которых претерпевали существенную, зачастую радикальную, трансформацию) обозначение, которое используется для типологической характеристики большого количества концепций, в разной степени близких и родственных, хотя и расходящихся, оспаривающих друг друга по ряду принципиально важных, иногда исходных, позиций (например, Бог и проблема свободы человека в религиозном Э. Марселя и др. и в "обезбожен-ном" пространстве Э. Сартра; понятие бытия, трактовка человека и его отношений с бытием у Хайдеггера и Сартра; понимание сознания и конституирования значений опыта у Сартра и Мерло-Понти и др.). Большая пестрота (от левого радикализма и экстремизма до консерватизма), неоднородность и разногласия характерны и для социально-политических позиций п…
Полное определение слова «ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ»
Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

– течение, выявляемое отчётливо лишь во Франции. Предельная напряжённость переживания, кризиса буржуазной цивилизации ХХ века как невозместимого износа духовных смыслов и ценностей. Метафорическое посвящение этой смыслоутраты через отсылку к извечному трагизму смертного человеческого удела, намерение преодолеть, перестраивая изнутри миросозерцательные установки самой личности, нравственно выпавшей из привычного социума и покинутой в одиночестве среди враждебного сущего.