ЧУ́ВСТВО -а, ср.
• 1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутьё, интуиция).
• 2. (мн. в одном знач. с ед.). Состояние, в к-ром человек способен сознавать, воспринимать окружающее. Лишиться чувств (упасть в обморок, впасть в бессознательное состояние). Привести, прийти в ч. Без чувств кто-н. (без сознания).
• 3. чего. Эмоция, переживание. Ч. радости. Ч. огорчения.
• 4. Осознанное отношение к чему-н. Ч. собственного достоинства (самоуважение). Ч. юмора (способность видеть и понимать смешное). Ч. долга. Ч. ответственности. Ч. нового.
• 5. То же, что любовь (в 1 знач.). Первое ч. Большое ч. Нежное ч.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
ЧУВСТВО
чувства, ср. 1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Органы чувств....Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение... Ленин. 2. преимущ. мн., ед. в том же знач., что мн. состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. Лишиться чувств (от какого-н. потрясения). Привести кого-н. в чувство. Прийти в чувство. Упасть без чувств. Он покачнулся и без чувств повалился на ступени. Чехов. Чувство жизни ни когда не покидает его (т. е. он всегда чувствует жизнь). Чувство жизни вечно ново. К. Аксаков. Он обладал редкой способностью чувства новизны (умел чувствовать новое). 4. чего и какое. Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает. Чувство голода. Чувство сытости. Чувство холода. Чувство боли.
Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни. Чувство любви. Чувство жалости. Чувство гордости. Чувство собственного достоинства. Чувство злобы. Чувство зависти. Чувство скуки ему незнакомо. Чехов. В душе твоей кроткой и нежной злое чувство проснулося вдруг. Некрасов. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. Пушкин. 5. Любовь, испытываемая кем-н. к кому-н. (разг.). Выдумал это, чтоб испытать ее, узнать, есть ли в ней чувство к нему. Гончаров. 6. преимущ. мн. Способность деятельно переживать что-н.,
Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни. Чувство любви. Чувство жалости. Чувство гордости. Чувство собственного достоинства. Чувство злобы. Чувство зависти. Чувство скуки ему незнакомо. Чехов. В душе твоей кроткой и нежной злое чувство проснулося вдруг. Некрасов. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. Пушкин. 5. Любовь, испытываемая кем-н. к кому-н. (разг.). Выдумал это, чтоб испытать ее, узнать, есть ли в ней чувство к нему. Гончаров. 6. преимущ. мн. Способность деятельно переживать что-н.,
Толковый словарь Ефремовой
ЧУВСТВО
ср.
1) Способность живого существа воспринимать внешние впечатления.
2) Самый процесс ощущения, восприятия чего-л.
3)
а) Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает.
б) Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни.
4)
а) разг. Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л.
б) Волнение, душевный подъем, порыв.
1) Способность живого существа воспринимать внешние впечатления.
2) Самый процесс ощущения, восприятия чего-л.
3)
а) Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает.
б) Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни.
4)
а) разг. Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л.
б) Волнение, душевный подъем, порыв.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ЧУВСТВО
Чувство боли
≈ является обыкновенно результатом сильного раздражения центростремительных или чувствующих нервов вообще. К категории последних, кроме кожных нервов, следует отнести все центростремительные нервы внутренних органов, включая и нервы высших органов чувств, как-то: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и температурные нервы кожи. Для нервов разнообразных внутренностей боль является единственным им свойственным ощущением в ответ на раздражение, тогда как для большинства остальных чувствительныхнервов, дающих при деятельности разнообразные специфические ощущения, боль является лишь как результат чрезмерного раздражения их; сказанное, по-видимому, верно в отношении зрительного, слухового, осязательных, температурных нервов и т. д. Вопрос о существовании в коже специальных болевых нервов с их специальными периферическими окончаниями еще не вполне установлен, хотя в пользу этого и существуют, по-видимому, некоторые данные. Так, например, при хлороформном наркозе осязательная чувствительность может оставаться неприкосновенной, в то время как болевая чувствительность совершенно исчезает. При некоторых поражениях нервной системы могут исчезать разнообразные кожные ощущения, тогда как болевая чувствительность остается, или наоборот. Все это наводило некоторых авторов на существование особых специфических чувствующих нервных окончаний для восприятия болевых ощущений, особых проводящих для них нервных путей как в нервных стволах, так и в спинном мозге (Шифф); предположения эти не могут считаться установленными. Даже такие специальные ощущения, как зрительные, слуховые, при достаточно сильном раздражении соответствующих нервов, осложняются болевыми ощущениями. Болевые ощущения отличаются не строгой локализацией, но зато резко выраженной субъективностью, и этой стороной своей они относятся к так называемым общим чувствам. Замечательно, что болевые ощущения, в противоположность тактильным, могут вызываться не только с периферических чувствующих окончаний, но и раздражением нервного ствола по сам…
Полное определение слова «ЧУВСТВО» ≈ является обыкновенно результатом сильного раздражения центростремительных или чувствующих нервов вообще. К категории последних, кроме кожных нервов, следует отнести все центростремительные нервы внутренних органов, включая и нервы высших органов чувств, как-то: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и температурные нервы кожи. Для нервов разнообразных внутренностей боль является единственным им свойственным ощущением в ответ на раздражение, тогда как для большинства остальных чувствительныхнервов, дающих при деятельности разнообразные специфические ощущения, боль является лишь как результат чрезмерного раздражения их; сказанное, по-видимому, верно в отношении зрительного, слухового, осязательных, температурных нервов и т. д. Вопрос о существовании в коже специальных болевых нервов с их специальными периферическими окончаниями еще не вполне установлен, хотя в пользу этого и существуют, по-видимому, некоторые данные. Так, например, при хлороформном наркозе осязательная чувствительность может оставаться неприкосновенной, в то время как болевая чувствительность совершенно исчезает. При некоторых поражениях нервной системы могут исчезать разнообразные кожные ощущения, тогда как болевая чувствительность остается, или наоборот. Все это наводило некоторых авторов на существование особых специфических чувствующих нервных окончаний для восприятия болевых ощущений, особых проводящих для них нервных путей как в нервных стволах, так и в спинном мозге (Шифф); предположения эти не могут считаться установленными. Даже такие специальные ощущения, как зрительные, слуховые, при достаточно сильном раздражении соответствующих нервов, осложняются болевыми ощущениями. Болевые ощущения отличаются не строгой локализацией, но зато резко выраженной субъективностью, и этой стороной своей они относятся к так называемым общим чувствам. Замечательно, что болевые ощущения, в противоположность тактильным, могут вызываться не только с периферических чувствующих окончаний, но и раздражением нервного ствола по сам…
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ЧУВСТВО
Чувство мышечное
≈ ощущение, возникающее в глубине наших членов и преимущественно в мышцах, их сухожилиях, в суставных сумках и связках и даже в суставных частях костей и доносящееся оттуда до центров головного мозга по особым центростремительным путям, связывающим перечисленные части с центральной нервной системой. Благодаря этой связи, различные степени растяжения или сжатия мышц (с их сухожилиями), сопровождающие различные движения членов, посылают в центральную нервную систему центростремительные возбуждения, которые, хотя и плохо сознаются, но все же в достаточной степени, чтобы давать нам указания о состоянии, в котором находятся различные члены нашего тела, о степени укорочения или расслабления тех или иных мышечных групп. Все эти центростремительные возбуждения постоянно вмешиваются в двигательные акты в видах волевого регулирования их согласно цели последних. Для возможности правильной координации различных сложных движений необходимо поэтому, чтобы они и в каждой фазе своей сопровождались ощущениями мышечного Ч., дающими в каждый момент нашему сознанию возможность их контроля; последний немыслим без этого темного мышечного Ч. Кожная чувствительность в этом деле значит гораздо менее мышечного Ч.; и в самом деле, лягушка, лишенная кожи со всей поверхности своего тела, еще может производить правильные координированные движения своих членов в актах ползания и скачков. Но стоит ей подрезать задние чувствующие спинномозговые корешки, проводящие центростремительные возбуждения мышечного Ч., как правильная локомоция уже делается немыслимой и наступают все признаки атаксии. Насколько явления мышечного Ч. важны в определении положения наших членов в пространстве, доказывает еще следующий поразительный опыт, который легко повторить каждому. Если задаться целью, проснувшись, не открывать глаз и задаться при этом вопросом, в каком положении находятся члены тела, то вопрос остается неразрешимым. Стоит, однако, двинуть членами и вызвать в них ряд ощущений из области мышечного Ч., как тотчас же дел…
Полное определение слова «ЧУВСТВО» ≈ ощущение, возникающее в глубине наших членов и преимущественно в мышцах, их сухожилиях, в суставных сумках и связках и даже в суставных частях костей и доносящееся оттуда до центров головного мозга по особым центростремительным путям, связывающим перечисленные части с центральной нервной системой. Благодаря этой связи, различные степени растяжения или сжатия мышц (с их сухожилиями), сопровождающие различные движения членов, посылают в центральную нервную систему центростремительные возбуждения, которые, хотя и плохо сознаются, но все же в достаточной степени, чтобы давать нам указания о состоянии, в котором находятся различные члены нашего тела, о степени укорочения или расслабления тех или иных мышечных групп. Все эти центростремительные возбуждения постоянно вмешиваются в двигательные акты в видах волевого регулирования их согласно цели последних. Для возможности правильной координации различных сложных движений необходимо поэтому, чтобы они и в каждой фазе своей сопровождались ощущениями мышечного Ч., дающими в каждый момент нашему сознанию возможность их контроля; последний немыслим без этого темного мышечного Ч. Кожная чувствительность в этом деле значит гораздо менее мышечного Ч.; и в самом деле, лягушка, лишенная кожи со всей поверхности своего тела, еще может производить правильные координированные движения своих членов в актах ползания и скачков. Но стоит ей подрезать задние чувствующие спинномозговые корешки, проводящие центростремительные возбуждения мышечного Ч., как правильная локомоция уже делается немыслимой и наступают все признаки атаксии. Насколько явления мышечного Ч. важны в определении положения наших членов в пространстве, доказывает еще следующий поразительный опыт, который легко повторить каждому. Если задаться целью, проснувшись, не открывать глаз и задаться при этом вопросом, в каком положении находятся члены тела, то вопрос остается неразрешимым. Стоит, однако, двинуть членами и вызвать в них ряд ощущений из области мышечного Ч., как тотчас же дел…
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ЧУВСТВО
Чувство равновесия тела
≈ именно то, благодаря которому мы узнаем о положении нашей головы и туловища в пространстве. Им регулируются и сочетаются все мышечные сокращения, необходимые для поддержания правильного положения всех частей тела в пространстве, причем весь механизм приводится в действие рефлекторным путем помимо всякого участия воли. Вообще возбуждения, лежащие в основе Ч. равновесия, мало проникают в сферу нашего сознания и лежат, можно сказать, ниже порога его. Периферическим аппаратом, из которого возникают центростремительные возбуждения Ч. равновесия тела, служат полукружные каналы, а именно так называемые слуховые валики в ампулах(см. Ухо), покрытые ресничками. Нервом, проводящим это возбуждение, является одна из ветвей слухового нерва, а именно n. Vestibulari). Центром рефлекторным Ч. равновесия тела служить мозжечок; через него и вызываются все двигательные иннервации, ведущие к поддержанию равновесия тела. Чтобы понять хоть несколько игру этого механизма, следует напомнить расположение полукружных каналов. Три полукружных канала расположены в трех различных плоскостях под прямыми углами, подобно трем координатам описательной геометрии; вследствие этого эндолимфа, наполняющая эти костные каналы, перемещается в каждом из этих каналов в отдельности только при определенном движении головы и возбуждает своим движением реснички, сидящие на так называемых слуховых валиках ампул; поэтому движения головы или всего тела, совершающиеся в одном и том же направлении, всегда возбуждают только одни и те же определенные волокна слухового нерва и через это возбуждение вызывают рефлекторно те мышечные сокращения, которые необходимы для поддержанияравновесия тела. Флуранс первый привел опытные данные, доказывающие верность этого положения. Вскрытие вертикального канала, имеющего фронтальное направление, вызывает вращение головы и туловища вокруг продольной оси клюва; вскрытие переднезаднего вертикального полукружного канала влечет за собой вращение головы и туловища вокруг поперечной оси головы, и ж…
Полное определение слова «ЧУВСТВО» ≈ именно то, благодаря которому мы узнаем о положении нашей головы и туловища в пространстве. Им регулируются и сочетаются все мышечные сокращения, необходимые для поддержания правильного положения всех частей тела в пространстве, причем весь механизм приводится в действие рефлекторным путем помимо всякого участия воли. Вообще возбуждения, лежащие в основе Ч. равновесия, мало проникают в сферу нашего сознания и лежат, можно сказать, ниже порога его. Периферическим аппаратом, из которого возникают центростремительные возбуждения Ч. равновесия тела, служат полукружные каналы, а именно так называемые слуховые валики в ампулах(см. Ухо), покрытые ресничками. Нервом, проводящим это возбуждение, является одна из ветвей слухового нерва, а именно n. Vestibulari). Центром рефлекторным Ч. равновесия тела служить мозжечок; через него и вызываются все двигательные иннервации, ведущие к поддержанию равновесия тела. Чтобы понять хоть несколько игру этого механизма, следует напомнить расположение полукружных каналов. Три полукружных канала расположены в трех различных плоскостях под прямыми углами, подобно трем координатам описательной геометрии; вследствие этого эндолимфа, наполняющая эти костные каналы, перемещается в каждом из этих каналов в отдельности только при определенном движении головы и возбуждает своим движением реснички, сидящие на так называемых слуховых валиках ампул; поэтому движения головы или всего тела, совершающиеся в одном и том же направлении, всегда возбуждают только одни и те же определенные волокна слухового нерва и через это возбуждение вызывают рефлекторно те мышечные сокращения, которые необходимы для поддержанияравновесия тела. Флуранс первый привел опытные данные, доказывающие верность этого положения. Вскрытие вертикального канала, имеющего фронтальное направление, вызывает вращение головы и туловища вокруг продольной оси клюва; вскрытие переднезаднего вертикального полукружного канала влечет за собой вращение головы и туловища вокруг поперечной оси головы, и ж…
Этимологический словарь Фасмера
ЧУВСТВО
чу́вство
•чу́вствовать, русск.-цслав. чувьство αἴσθησις, ст.-слав. чоувьствиѥ (Еuсh. Sin.), диал. у-чува́ть "услышать, заметить", цслав. по-чувати, болг. чу́вам "слышу", сербохорв. чу́вати, чу̑ва̑м "охранять, стеречь", словен. čúvati "бодрствовать, стеречь", далее связано с чу́ю, чуть, чу́ять; см. Бернекер I, 162; Преобр., Труды I, 83.
•чу́вствовать, русск.-цслав. чувьство αἴσθησις, ст.-слав. чоувьствиѥ (Еuсh. Sin.), диал. у-чува́ть "услышать, заметить", цслав. по-чувати, болг. чу́вам "слышу", сербохорв. чу́вати, чу̑ва̑м "охранять, стеречь", словен. čúvati "бодрствовать, стеречь", далее связано с чу́ю, чуть, чу́ять; см. Бернекер I, 162; Преобр., Труды I, 83.
Орфографический словарь Лопатина
ЧУВСТВО
чу́вство, -а
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
ЧУВСТВО
чувствование, ощущение, впечатление, вкус, смак. Пять чувств: вкус, зрение, обоняние, осязание, слух.
|| излить чувства, потерять чувство меры, потерять чувство стыда, присесть без чувств на месте
|| излить чувства, потерять чувство меры, потерять чувство стыда, присесть без чувств на месте
Словарь медицинских терминов
ЧУВСТВО
"я"
см. Сознание идентичности "Я".
см. Сознание идентичности "Я".
Словарь медицинских терминов
ЧУВСТВО
беспредметное в психиатрии
общее название аффективных состояний (страх, внутреннее беспокойство, тревога, тоска, веселость, счастье и др.), возникающих у психически больного без причинной связи с ситуацией и не имеющих определенного содержания.
общее название аффективных состояний (страх, внутреннее беспокойство, тревога, тоска, веселость, счастье и др.), возникающих у психически больного без причинной связи с ситуацией и не имеющих определенного содержания.
Словарь медицинских терминов
ЧУВСТВО
локализации
(син. топестезия) разновидность чувствительности, заключающаяся в способности определять место раздражения.
(син. топестезия) разновидность чувствительности, заключающаяся в способности определять место раздражения.
Словарь медицинских терминов
ЧУВСТВО
мышечно-суставное
см. Кинестезия .
см. Кинестезия .
Словарь медицинских терминов
ЧУВСТВО
мышечное
см. Кинестезия .
см. Кинестезия .
Словарь медицинских терминов
ЧУВСТВО
неполноценности в психиатрии
переживание психически больным своей физической, интеллектуальной или моральной неполноценности, имеющее характер навязчивого состояния, сверхценных идей, депрессии и (или) бреда.
переживание психически больным своей физической, интеллектуальной или моральной неполноценности, имеющее характер навязчивого состояния, сверхценных идей, депрессии и (или) бреда.
Словарь медицинских терминов
ЧУВСТВО
общее
см. Койнестезия .
см. Койнестезия .
Словарь медицинских терминов
ЧУВСТВО
пространственное
разновидность чувствительности, заключающаяся в способности определять местонахождение источника раздражения в пространстве.
разновидность чувствительности, заключающаяся в способности определять местонахождение источника раздражения в пространстве.
Психологический словарь
ЧУВСТВО
ПРЕПЯТСТВИЯ
— см. Психология слепых .
— см. Психология слепых .
Словарь по психоанализу
ЧУВСТВО
ВИНЫ
аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.
Представления о чувстве вины содержались в различных работах З. Фрейда. Так, в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913) он соотнес возникновение чувства вины с совершенным на заре становления человечества «великим преступлением» – убийством сыновьями отца первобытной орды. В работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916) З. Фрейд не только установил тесную связь между эдиповым комплексом и чувством вины, но и выдвинул положение, согласно которому чувство вины современного человека возникает до проступка и «не оно является его причиной, а, напротив, проступок совершается вследствие чувства вины». Словом, основатель психоанализа исходил из того, что чувство вины, как правило, не осознается, оно возникает из эдипова комплеса и является реакцией на два великих преступных намерения: убить отца и вступить в сексуальные отношения с матерью.
С введением в психоанализ структурной точки зрения на понимание функционирования психического аппарата, с рассмотрением специфики такой его инстанции, как Сверх-Я, оказалось возможным глубже осмыслить чувство вины. В работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд исходил из того, что чем сильнее эдипов комплекс, тем строже сформированное в психике ребенка Сверх-Я будет позднее царить над Я в качестве бессознательного чувства вины. В процессе аналитической терапии с этим чувством связано одно странное, на первый взгляд, явление, когда успехи лечения ведут к ухудшению состояния пациента. Речь идет о негативной терапевтической реакции, об усилении страдания пациента как раз в тот момент, когда при лечении достигаются определенные успехи. Рассматривая данный феномен, основатель психоанализа пришел к убеждению, что корень негативной терапевтической реакции следует искать в «моральном факторе», «в чувстве вины, которое находит свое удовлетворение в болезни и…
Полное определение слова «ЧУВСТВО» аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.
Представления о чувстве вины содержались в различных работах З. Фрейда. Так, в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913) он соотнес возникновение чувства вины с совершенным на заре становления человечества «великим преступлением» – убийством сыновьями отца первобытной орды. В работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916) З. Фрейд не только установил тесную связь между эдиповым комплексом и чувством вины, но и выдвинул положение, согласно которому чувство вины современного человека возникает до проступка и «не оно является его причиной, а, напротив, проступок совершается вследствие чувства вины». Словом, основатель психоанализа исходил из того, что чувство вины, как правило, не осознается, оно возникает из эдипова комплеса и является реакцией на два великих преступных намерения: убить отца и вступить в сексуальные отношения с матерью.
С введением в психоанализ структурной точки зрения на понимание функционирования психического аппарата, с рассмотрением специфики такой его инстанции, как Сверх-Я, оказалось возможным глубже осмыслить чувство вины. В работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд исходил из того, что чем сильнее эдипов комплекс, тем строже сформированное в психике ребенка Сверх-Я будет позднее царить над Я в качестве бессознательного чувства вины. В процессе аналитической терапии с этим чувством связано одно странное, на первый взгляд, явление, когда успехи лечения ведут к ухудшению состояния пациента. Речь идет о негативной терапевтической реакции, об усилении страдания пациента как раз в тот момент, когда при лечении достигаются определенные успехи. Рассматривая данный феномен, основатель психоанализа пришел к убеждению, что корень негативной терапевтической реакции следует искать в «моральном факторе», «в чувстве вины, которое находит свое удовлетворение в болезни и…
Словарь по психоанализу
ЧУВСТВО
НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. В индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937) чувство неполноценности связано с органической и функциональной неполноценностью человеческого существа. В классическом психоанализе З. Фрейда возникновение этого чувства – результат утраты любви к человеку со стороны других людей.
Одно из основных положений индивидуальной психологии А. Адлера состояло в признании чувства неполноценности как источника стремления человека к совершенству и возникновения проблем, связанных с плохой приспособляемостью к обществу. Чувство неполноценности зарождается в детстве. В основе его лежит органическая, функциональная недостаточность органов и их повреждение. Чувство неполноценности возникает также в результате различного рода поражений и неудач, ведущих к унынию, растерянности, заниженной самооценке. «Чувство неполноценности – это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута».
В понимании А. Адлера, благодаря механизмам компенсации чувства неполноценности человек может добиться значительных успехов в жизни. Но это же чувство способно породить такие внутренние силы, которые будут направлены на саморазрушение или подавление других людей. В одном случае чувство неполноценности будет стимулом для достижения успеха и самосовершенствования, в другом – источником невротического стремления к власти или бегства в невроз в силу ненормального, патологического проявления этого чувства, превращающего в комплекс неполноценности.
Например, ребенок-левша может быть обучен лучше, чем многие другие дети, у которых более активной является правая рука. Его недостаток может способствовать усиленным занятиям и упражнениям, развитию артистических способностей и художественных талантов. Стремясь преодолеть свои ограничения, ребенок-лев…
Полное определение слова «ЧУВСТВО» переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. В индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937) чувство неполноценности связано с органической и функциональной неполноценностью человеческого существа. В классическом психоанализе З. Фрейда возникновение этого чувства – результат утраты любви к человеку со стороны других людей.
Одно из основных положений индивидуальной психологии А. Адлера состояло в признании чувства неполноценности как источника стремления человека к совершенству и возникновения проблем, связанных с плохой приспособляемостью к обществу. Чувство неполноценности зарождается в детстве. В основе его лежит органическая, функциональная недостаточность органов и их повреждение. Чувство неполноценности возникает также в результате различного рода поражений и неудач, ведущих к унынию, растерянности, заниженной самооценке. «Чувство неполноценности – это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута».
В понимании А. Адлера, благодаря механизмам компенсации чувства неполноценности человек может добиться значительных успехов в жизни. Но это же чувство способно породить такие внутренние силы, которые будут направлены на саморазрушение или подавление других людей. В одном случае чувство неполноценности будет стимулом для достижения успеха и самосовершенствования, в другом – источником невротического стремления к власти или бегства в невроз в силу ненормального, патологического проявления этого чувства, превращающего в комплекс неполноценности.
Например, ребенок-левша может быть обучен лучше, чем многие другие дети, у которых более активной является правая рука. Его недостаток может способствовать усиленным занятиям и упражнениям, развитию артистических способностей и художественных талантов. Стремясь преодолеть свои ограничения, ребенок-лев…
Словарь по психоанализу
ЧУВСТВО
СТЫДА
аффективное проявление, сопровождающееся замешательством, смущением, беспокойством и являющееся защитой от непристойных желаний, аморальных побуждений, асоциальных форм поведения.
Чувство стыда рассматривалось З. Фрейдом в связи обсуждением типических сновидений, в частности сновидений о наготе. В работе «Толкование сновидений» (1900) он отмечал, что сновидец может видеть себя разгуливающим среди других людей, будучи голым или плохо одетым, без всякого сопутствующего чувства стыда. Однако типичными являются такие сновидения, когда субъект ощущает стыд и смущение, но не может изменить неприятной ситуации. «Речь идет главным образом о неприятном ощущении стыда, о том, что субъект хочет скрыть свою наготу, но не может». Причем типичным является то, что люди, которых стыдится спящий, всегда чужие, и они или не замечают наго-875 ты, неопрятности, или делают безразличные физиономии, или носят торжественные маски. Такое противоречие между чувством стыда у спящего и безразличием окружающих людей часто проявляется в сновидении. По мнению З. Фрейда, морализирующая тенденция подобных сновидений обнаруживает смутное сознание того, что в скрытом содержании сновидения речь идет о недозволенных желаниях, подвергшихся вытеснению.
Анализ невротиков показывает, что в основе таких сновидений лежит воспоминание раннего детства. Ребенок не стыдится своей наготы, и даже у детей старшего возраста можно наблюдать, что раздевание не вызывает у них чувства стыда. По мнению З. Фрейда, дети часто обнаруживают эксгибиционистские наклонности. «Это детство, лишенное чувства стыда, кажется нам впоследствии своего рода раем, а ведь самый рай не что иное, как массовая фантазия о детстве человека. Поэтому-то в раю люди и ходят обнаженными и не стыдятся друг друга до того момента, когда в них пробуждается страх быть изгнанными из рая, – начинается половая жизнь и обычная работа».
В современной психоаналитической литературе нет единой точки зрения на понимание чувства стыда. Одни психоаналитики рассматривают чувство…
Полное определение слова «ЧУВСТВО» аффективное проявление, сопровождающееся замешательством, смущением, беспокойством и являющееся защитой от непристойных желаний, аморальных побуждений, асоциальных форм поведения.
Чувство стыда рассматривалось З. Фрейдом в связи обсуждением типических сновидений, в частности сновидений о наготе. В работе «Толкование сновидений» (1900) он отмечал, что сновидец может видеть себя разгуливающим среди других людей, будучи голым или плохо одетым, без всякого сопутствующего чувства стыда. Однако типичными являются такие сновидения, когда субъект ощущает стыд и смущение, но не может изменить неприятной ситуации. «Речь идет главным образом о неприятном ощущении стыда, о том, что субъект хочет скрыть свою наготу, но не может». Причем типичным является то, что люди, которых стыдится спящий, всегда чужие, и они или не замечают наго-875 ты, неопрятности, или делают безразличные физиономии, или носят торжественные маски. Такое противоречие между чувством стыда у спящего и безразличием окружающих людей часто проявляется в сновидении. По мнению З. Фрейда, морализирующая тенденция подобных сновидений обнаруживает смутное сознание того, что в скрытом содержании сновидения речь идет о недозволенных желаниях, подвергшихся вытеснению.
Анализ невротиков показывает, что в основе таких сновидений лежит воспоминание раннего детства. Ребенок не стыдится своей наготы, и даже у детей старшего возраста можно наблюдать, что раздевание не вызывает у них чувства стыда. По мнению З. Фрейда, дети часто обнаруживают эксгибиционистские наклонности. «Это детство, лишенное чувства стыда, кажется нам впоследствии своего рода раем, а ведь самый рай не что иное, как массовая фантазия о детстве человека. Поэтому-то в раю люди и ходят обнаженными и не стыдятся друг друга до того момента, когда в них пробуждается страх быть изгнанными из рая, – начинается половая жизнь и обычная работа».
В современной психоаналитической литературе нет единой точки зрения на понимание чувства стыда. Одни психоаналитики рассматривают чувство…
Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005
ЧУВСТВО
эстетическое – специфическое переживание, вызванное в человеке восприятием эстетического своеобразия окружающей действительности: красоты и уродства, возвышенного и низменного, трагического и комического в общественных отношениях, в поведении людей, в искусстве. Наряду с нравственным чувством относится к наиболее высоким духовным чувствам человека.