Часы церковные службы
≈ этим словом обозначается в Часослове (см.) богослужение 1, 3, 6 и 9 Ч. дня. Службы Ч. (1, 3, 6 и 9) одного и того же дня бывают сходны между собою по своему составу, но в разные дни в году бывают не одинаковы. Так: 1) бывают Ч. трипсалмные, заключающие в себе по 3 псалма. Из этих Ч. одни бывают обычные, вседневные, другие ≈ великопостные, третьи ≈ царские (см.); 2) бывают Ч. без псалмов, а состоящие из одних воскресных песнопений; таковы Ч. пасхальные. Служба каждого трипсалмного часа заключает в себе две части. Первую часть обычных Ч. составляют псалмы, вторую ≈ тропари, кондаки и заключительные молитвословия. Служба того часа, которым начинается ряд служб (3-го перед литургией, 9-го перед вечерней) начинается возгласом священника и чтением начальных молитв; служба того часа, который не непосредственно следует за другою службою (после утрени ≈ первый час), начинается воззванием "Приидите поклонимся" (трижды). О древности служб в 3, 6 и 9 Ч. дня свидетельствуют Климент Александрийский, Апостольские Постановления, Тертуллиан, Афанасий Вел., Василий Вел. и др. Первый час, соответствующий нашим 7, 8 и 9 часам утра, следует за утренею. Церковь освящает начало дня молитвою от времен апостольских. Василий Великий, советуя молиться утром, чтобы первые движения нашего ума и сердца были посвящены Богу, приводит некоторые слова псалмопевца, которые теперь в православной церкви произносятся на первом часе. Препод. Кассиан говорит, что первый час получил свое начало во времена Саввы Освященного, в монастыре Вифлеемском. Никон Черногорец прибавляет, что 1-й час был соединен с утреней. С VI в. 1-й час богослужения становится известным и на Западе, как видно из устава св. Бенедикта. Коптская церковь и до настоящего времени не знает 1-го часа, как времени общественного богослужения. Третий час соответствует нашим десятому, одиннадцатому и двенадцатому дня, а шестой ≈ первому, второму и третьему пополудни. Службы этих Ч. приняты церковию от древних времен. Распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, является известным в IV в. при Феодосии Старшем. Сделано оно, как полагают, Пахомием Великим. Девятый час по нашему счислению соответствует 4-му, 5-му и 6-му Ч. дня. Уже апостолы освящали молитвою девятый час (Деян. III, 1). Заповедь совершать молитву в девятый час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в Постановлениях Апостольских. Василий Великий приписывает службе апостольское установление. Псалмы этой службы избраны Пахомием Великим, а тропари и молитва, ныне читаемые на девятом часе, принадлежат Василию Вел. В дни четыредесятницы службы 3-го, 6-го и 9-го Ч. совершаются вместе. К особенностям великопостных Ч. относится то, что после обычных псалмов поются, для каждого часа особые, постные тропари, в которых воспоминаются совершившиеся в те Ч. события; полагается также чтение кафизм и паремий (на 6-м часе) и в конце Ч. молитва св. Ефрема Сирина с поклонами. С великопостными Ч. соединяется последование изобразительных или обедницы, каковое название объясняется из того, что это последование изображает, а иногда и заменяет литургию. Молитвословия и песнопения этого последования составляют продолжение и окончание великопостных Ч. Оно состоит в пении евангельских блаженств, прерываемых молитвою разбойника: "Помяни мя, Господи" и продолжается славословием Триединому Богу "Лик небесный", исповеданием веры в символе веры и исповеданием грехов в молитве: "Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша", чтением или пением кондака, молитвою Ефрема Сирина и заключается псалмом: "Благословлю Господа на всякое время", после которого бывает отпуст Ч., если вечерня бывает отдельно. См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II, М., 1890); И. Мансветов, "Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви" (М., 1885); архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); Еп. Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви" (ч. II, Курск, 1900).