Большой российский энциклопедический словарь
ЦЕЛЬС, Авл Корнелий Цельс (Aulus Cornelius Celsus) (1 в. до н.э.), др.-рим. автор энциклопедич. тр. "Искусства" (сохранился трактат "О медицине").
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Цельс Авл Корнелий
(Celsus) ≈ римский ученый эпохи Тиверия, скончавшийся в конце правления Нерона. Обладая обширной эрудицией, приобретенной усердным изучением греческих источников, Ц. составил обширную энциклопедию ("Artes"), обнимавшую собой философию, риторику, юриспруденцию, сельское хозяйство, военное искусство и медицину. Сохранился только отдел о медицине в виде трактата в 8 книгах ("De medicina"), излагающего диететику, патологию, терапию и хирургию на основании греческих источников, преимущественно Гиппократа и Асклепиада. Хирургия изложена отчасти и на основании собственной практики. Это ≈ единственное медицинское сочинение, дошедшее до нас от лучших времен римской литературы. За чистоту и изящество языка Ц. называют Цицероном среди врачей. Лучшее издание ≈ Даремберга (Лпц., 1859). Заслуживает внимания и франц. издание Федрена (Fedr è nes), содержащее текст, перевод и комментарий. Другие издания: Targa (в "Lexicon Celsianum", 1810), Ritter u. Abers (1835). Нем. перев. Риттера (1840) и Шеллера (1846). Есть еще несколько немецких и французских переводов. См. Kissel, "Celsus" (1844); Broca, "Conf é rences historiques" (П., 1865); Sepp, "Pyrrhonische Studien" (1893); Schanz, "Ueber die Schriften des Corn. Celsus" ("Rhein Mus.", 36, 362).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Цельс Публий Ювентий
(Publius Juventius Celsus) ≈ римский юрист II века по Р. Х., сын также известного юриста Ювенция Ц.; вместе с отцом принадлежал к школе прокульянцев (см.). Был претором при Нерве и дважды консулом, при Траяне и Адриане. Отличительная черта его трудов ≈ необыкновенное изящество изложения. В дигестах его мысли часто передаются с прибавкой: "ut eleganter Celsus inquit". Ц. принадлежал к числу лучших римских юристов и был последним по времени выдающимся прокульянцем. Многие шаги на пути дальнейшего развития римского права сделаны по его почину. Яркий пример в этом отношении представляет 18 pr. D. 41, 2. Римское право едва только овладело новой для него тогда идеей владения через представителя, как Ц. сделал еще шаг вперед в области умственных операций над юридической материей, установив так наз. constitutum possessorium, где хотя и происходит переход владения с одного лица на другое, но по обоюдному согласию сторон прежний владелец продолжает владеть вещью не suo nomine, a для нового приобретателя. Главный труд Ц. ≈ "Дигесты", расположенные по системе "Edictum perpetuum"; кроме того, ему принадлежат еще несколько сочинений, из коих в "Пандекты" Юстиниана вошли приблизительно 142 места.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Цельс философ
(Celsus) ≈ философ-эклектик II века после Р. Х., по воззрениям своим эпикуреец, усвоивший идеи Платоновой школы. В своем сочинении "Sermo verus" ("Истинное слово"), написанном, по всей вероятности, около 150 г., Ц. собрал и выставил все, что в его время говорили языческие ученые в опровержение христианства. Ц. не ограничивается насмешками над христианством; он старается при посредстве научных приемов доказать его несостоятельность. С предвзятой целью опровергнуть христианство он читал книги Св. Писания, не отличая, впрочем, еретических писаний от принятых церковью, равно не отличая и истинной христианской церкви от еретических обществ, отделившихся от нее. С очень поверхностной критикой он разбирает евангельскую историю и заподозривает достоверность всего в ней описываемого, представляя воскресение Спасителя ≈ обманом, чудеса Его ≈ какими-то волхвованиями или просто вымышленными баснями и т. п. По его представлению, христианство ≈ не больше как произведение презираемого им иудейства. Если есть в нем что истинного, так это заимствовано от греческих философов, как, напр., основной догмат христианства о Втором Лице Св. Троицы, Боге Слове, учение о котором будто бы развито Платоновой философией. Впрочем, воплощения Бога Слова и искупления людей Ц. не допускал вовсе, выходя из того воззрения, что как неизменяемо Божество, так и мир во всей совокупности своей жизни, с добром и злом, существует и должен существовать неизменно, в силу однажды навсегда положенных Творцом законов; искупление человека через воплощение Божества представляется несообразным с неизменяемостью Творца и невозможным. Кроме нападений на основы христианства, Ц. постарался еще выставить христианское общество опасным для всех общественных и политических учреждений. Сочинение Ц. было достойным образом опровергнуто Оригеном, написавшим в 249 г. восемь книг "Против Ц." ("Contra Celsum") ≈ сочинение, имеющее значение и в настоящее время. Ориген выписывает по порядку все возражения Ц. прот…
Полное определение слова «ЦЕЛЬС»