Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ХОР -а, мн. хоры, -ов и хоры, -ов, м. (хоры). Ансамбль или группа певцов. Четырехголосный х. (из разных певческих голосов). Народный х. (хоры). Многого В изложении употр. для указания на нек-рый итог и переход к дальнейшему (разг.). Вызывают меня к начальству. Хорошо. Являюсь. 13. хорош! Выражение удовлетворения по поводу того. что сделано дело, требовавшее усилий, напряжения (обычно физического) (прост.). Беритесь все вместе, двигайте, ещё немножко. Хорош! (т. е. так хорошо и достаточно). 4 Хорош собой - то же, что хороший (в 5 знач.). Умёл, хорош собой. Не по хорошу мил, а по милу хорош - поел.: человека любят не за то, что хорош, но, любя, видят его хорошим, прощают недостатки. Лучше некуда (лучше не надо) (разг.) - о ком-чём-н-очень хорошем. Жених лучше некуда. Товар лучше не надо. Хорошо бы, частица (разг.) - выражает желательность. Хорошо бы он нас не заметил. Хорошо бы нам премию дохи! Хорошо бы дождичек! Чайку хорошо бы! Хорошо же (разг.) - то же, что хорошо (в 10 знач.). Хорошо же, я тебе это припомню. II умению, хорошенький, -ая, -ое (к 1 и 4 знач.).
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
хора, мн. хоры и (устар.) хоры, м. (греч. choros). 1. В древнегреческой драме - Группа, выступавшая в представлении с пением или пляской (истор.). 2. перен. О ком-чем-н., постоянно пребывающем вместе, одной группой (поэт.). Резвая дева роем в хоре богинь Аонид. Пушкин. На воздушном океане... тихо плавают в тумане хоры стройные светил. Лермонтов. 3. Группа, коллектив певцов, совместно выполняющих вокальную музыку. Женский хор. Мужской хор. Хор оперного театра. Церковный хор. Твой хор горланит вздор. Крылов. Замолкли птичек хоры. Крылов.
Оркестр (устар.). Хор музыкантов. Хор балалаечников.
перен., кого-чего. О большом количестве кого-чего-н., заявляющего свое мнение, подающего свой голос (книжн.). Наследников сердитый хор заводит непристойный спор. Пушкин. Безумным вы меня прославили всем хором. Грибоедов. 4. Музыкальная пьеса, в к-рой каждая вокальная партия исполняется несколькими голосами; исполнение такой пьесы, пение на много голосов (муз.). Двухголосный хор (для двух вокальных партий). Хор громких соловьев в густых лесах раздался. Крылов.
перен. О голосах, словах, высказываниях множества людей (книжн.). Хор голосов. Хор насмешек. К чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? Лермонтов. 5. Твор. п. хором употр. также в знач. 1) все вместе, в хоровом исполнении. Запойте хором, господа, нет нужды, что нескладно. Пушкин. Вдруг песня хором грянула, удалая, согласная. Некрасов. 2) все сразу, одновременно или вместе, подобно хору. И хором бабушки твердят: "как наши годы-то летят!" Пушкин. "Потерпи!" - соседи хором говорят. Некрасов.
Толковый словарь В. И. Даля
м. лат. собранье певчих, для согласного пенья. Мужеский, женский, смешанный хор. Собранье подобранных музыкантов, для совместной музыки. Самое исполненье голосами, музыка на полное число голосов. Плохой хоришка. Хорища в 300 голосов. Твой хор горланит вздор, Крылов. Хорное, хоровое пенье, дружное, совместное. Хорист м. -тка ж. участник в хоре, противопол. солист. Хорал м. духовная, хвалебная хоровая песнь.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Хор в архитектуре
(архит.) ≈ в древнехристианских базиликах, продолговатое, четырехугольное, обнесенное невысокой стенкой пространство среднего корабля перед алтарем, назначенное во время богослужения для певчих и низшего духовенства (см. Древнехристианское искусство); в церквях романского и готического стиля, а также в позднейших римско-католических ≈ вся восточная часть здания вместе с апсидой, обыкновенно несколько более возвышенная, чем остальное его пространство и отделенная от него или балюстрадой, или высокою сквозной загородкой, так назыв. жюбе. Нередко, особенно в соборах и монастырских церквях, X. бывает разделен на две части: "верхний X.", заключающий в себе главный алтарь, и лежащий двумя-тремя ступенями ниже его "нижний X.", в котором с северной и южной сторон устроены седалища для священников и клириков (Chorst ü hle) и находится над одним из рядов этих седалищ орган. Восточная оконечность X. или представляет собой ничем не отгороженную от него большую полукруглую или многогранную нишу, или же отделяется от внешних стен этой части храма пилястрами, между которыми и этими стенами имеется обход с венцом капелл или без них.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Хор в древнегреческом театре
≈ Совмещение поэзии, музыки и пляски в древнейшей, особенно богослужебной лирике греков требовало исполнителей в виде определенного числа знающих каждое из трех названных искусств людей того или другого, а то и обоего пола. При несложности требований в раннюю эпоху такими исполнителями были все или почти все граждане, не обиженные природой и получившие надлежащее "мусическое" воспитание. "Отгороженное место" (таково первоначальное значение слова chores) для хороводов считалось необходимой принадлежностью благоустроенных греческих городов, которые от него и получали почетные эпитеты в роде eurychoros, kallic h oros и т. д. В особенности два греческих божества считались любителями и покровителями хорического искусства ≈ Аполлон и Дионис; первому был посвящен преимущественно "пеан", а второму ≈ "дифирамб". Так как Дельфы сумели сделаться средоточием того и другого культа, то под их влиянием и хорическая лирика достигла своего расцвета. Дельфы чрезвычайно расчетливо сосредоточили у себя и в покровительствуемых ими городах (особенно в Спарте) отдельные формы хорической лирики, зародившиеся большей частью в ионических общинах, и придали им специальную, более или менее дорическую окраску; а так как благодаря развитию музыки и хорическая техника осложнилась, то на место прежних местных, любительских X. появились X. виртуозов, разъезжавших с места на место и под руководством беззаветно преданных дельфийскому богу поэтов распространявших дельфийскую религию, этику и политику. Они сделались одним из главных орудий упрочения дельфийской умственной гегемонии в "лирический" период греческой литературы, т. е. в VII и VI вв. Из отдельных видов хорической лирики особенно важным был посвященный Дионису дифирамб (см.), особенностью которого было то, что в пении с X. чередовался запевало; это чередование придавало ему почти диалогическую, т. е. драматическую форму. И действительно, из дифирамба развилась первоначальная трагедия ≈ где,…
Полное определение слова «ХОР»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Хор в музыке
(choros ≈ греч.) ≈ слово собирательное, в музыке выражающее известную звуковую группу, напр. три струны в фортепиано, настроенные в унисон, по которым бьет молоточек, прикрепленный к клавише, ≈ соединение нескольких регистров в органе в один голос при микстуре, собрание музыкантов на духовых инструментах или музыкантский X. (см. Военная духовая музыка), составляющий духовой оркестр, ≈ собрание певцов, исполняющих совместно какое-нибудь музыкально-вокальное произведение, в котором каждая партия поется несколькими однородными голосами в унисон. X. может состоять из одной партии, двух, трех, четырех и более. X. бывает мужской: двухголосный (тенора и басы), трехголосный (1-е, 2-е тенора и басы или 1-е тенора, 1-е и 2-е басы), четырехголосный (1-е, 2-е тенора, 1-е, 2-е басы); женский X. ≈ из сопрано и альтов (двухголосный), из 1 и 2 сопрано и альтов (трехголосный), из 1 и 2 сопрано, 1-х и 2-х альтов (четырехголосный); смешанный, в котором пользуются как женскими, так и мужскими голосами (двух-, трех-, четырехголосный и более). Выбор голосов для смешанного X. зависит от намерений композитора, но лучше соединять голоса, сильно отличающиеся как по объему, так и по звуковой области, напр. сопрано и бас. Из смешанных X. наиболее употребителен четырехголосный, состоящий из сопрано, альтов, теноров и басов. Если в смешанном X. разделить одну из партий на две, то образуется пятиголосный X., при делении двух партии ≈ шестиголосный, трех ≈ семиголосный, четырех ≈ восьмиголосный. Если не ко всем партиям применяется прием разделения, то следует избегать разделения той партии, в которой лежит преобладающая мелодия. Так как она преимущественно пишется в сопрано, то ее не следует подвергать делению. Хоровые партии следует писать центрально и не держать слишком долго каждый голос на слишком высокой или слишком низкой тесситуре. Объем хорового голоса ограниченнее объема голоса солиста. Крайний верхний предел хорового сопрано ля бемоль (реже ≈ ля ) во второй октаве, нижний предел ≈ ми в пе…
Полное определение слова «ХОР»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Хор река Приморской области
≈ река Приморской области, Северо-Уссурийского края, правый приток реки Уссури; берет начало из зап. склона Сихотэ-Алиня, течет с В на З, при устье, в 6 вер. ниже Кукелевского поселка, разделяется на три рукава. Длина по изгибам до 350 верст, ширина 50≈60 саж., глубина от 1½ до 13 фт., скорость 5,14 фт. в 1 сек., а при малой воде 4,112 фт. В верхнем течении долина X. узка, окаймлена высокими горами, в нижнем сначала долина имеет до 10 вер. ширины, а потом переходит в обширную равнину. В X. впадает много мелких речек, из которых наибольшая р. Корзуна. По X. живут китайцы (4 фанзы) и до 98 сем. орочонов. Русские называют X. быстрой.
Словарь иностранных слов
[гр. choros] - 1) коллективный участник древнегреческого спектакля; 2) певческий коллектив, обычно большой, исполняющий вокальную музыку; 3) муз. произведение, предназначенное для такого исполнения; 4) в струнных муз. инструментах - струны парные, утроенные и т. д.; 5) архит. восточная часть католического храма, гдз находятся во время богослужения духовенство и певчие; обычно расположен к востоку от трансепта.