Большой российский энциклопедический словарь
ФУ́ГА (итал. fuga, букв.- бег), муз. произведение имитац.-полифонич. склада, основанное на многократном проведении одной или неск. тем во всех голосах; наиб. сложная форма полифонич. музыки (см. Имитация , Полифония ). Имитац. проведения темы перемежаются т.н. интермедиями (как правило, в виде секвенций), в к-рых тема не проходит. Кол-во голосов от 2 до 6. Подразделяются на 1-, 2- и 3-темные. Образцы Ф. - у И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, П. Хиндемита, Д.Д. Шостаковича и др.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ФУ́ГА -и, ж. (спец.). Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами. II прил. фуговый, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
фуги, ж. (ит. fuga, букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
фуги, ж. (нем. Fuge - скрепа.) (стол.). Паз, выемка в доске, выстроганная фуганком.
Толковый словарь Ефремовой
ж.
1) Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему.
2) Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов.
Толковый словарь В. И. Даля
ж. немецк. столярн. вдольный плотный стык двух досок. Муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за другим, повторяя одно и то же. Южн. малорос. вьюга, метель. Фуговать столярн. пригонять и склеивать две доски на ребро плотно, чисто. Фуговаться, страдат. Фугованье, фуговка, действ. по глаг. Фуганок, одинокий и двойной, рубанок в долгой колодке, для фуговки. Фуганочное железко. Не клей держит, а фуганок (т. е. пригонка).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации (см.). В двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, но только по известным установившимся правилам. Приемы проведения темы, установившиеся в Ф. (а именно имитация темы в строе квинтой выше строя темы, т. е. ответ), появлялись в виде намеков уже у Клавдио Меруло (умер в 1604 г.), в органных ричеркари, а также у Джованни Габриели (1557≈1613), представителя венецианской школы, в его французских канцонах (Canzone alla francese). Вообще, во второй венецианской школе развилась форма Ф. Из композиторов, подготовивших полный расцвет Ф., замечателен Александр Польетти, умерший в 1683 г., за два года до рождения И. С. Баха. Его фуги, по зрелости формы, уже приближаются к фугам Баха. Зародившаяся и сложившаяся в Италии, Ф. обязана дальнейшим своим развитием германским композиторам. Тема для Ф. должна имеет форму небольшого предложения в главном строе. В ней допускается модуляция, в строе на квинту вверх, только в конце. Она должна быть мелодична, характерна, удобна для полифонической работы. Объем темы не превышает октавы. Тема не должна быть длинна, чтобы ее можно было легко запомнить и узнавать в продолжение всей Ф. Длинная тема возможна только в том случае, когда она имеет характер секвенции. Для темы достаточно трех, четырех или шести тактов, смотря по темпу. В скором темпе возможна тема и в восемь тактов. Характерной можно назвать ту тему, которая выдается своеобразным сопоставлением интервалов и разнообразным, но не пестрым ритмом. В простой Ф. тема должна быть одноголосной. Ф. распадается на три части, но границы этих частей часто очерчены не особенно рельефно. Более применяется Ф. четырехголосная. 1-я часть ее начинается темой в одном из голосов. По окончания ее вступает другой голос, с точной имитацией темы в строе квинтой выше. Тема в главном строе называется вождем (dux), тема в строе квинтой выше или ответ ≈ спутником (comes). Голос, начавший Ф. вождем, продолжает двигаться в то время, когда другой голос берет спутника. Ко…
Полное определение слова «ФУГА»
Этимологический словарь Фасмера
фу́га
•муз. Из нем. Fugе – то же или ит. fugа от лат. fugа "бегство": Ώquiа vох vосеm fugаt᾽ "потому что один голос обращает в бегство, гонит другой голос" (см. Клюге-Гётце 178; Шульц I, 228).
Украинский толковый словарь
фу́га
I -и, ж. , муз. Форма поліфонічного твору, заснована на послідовному проведенні в усіх голосах однієї або кількох тем за певним тонально-гармонійним планом. II -и, ж. , стол. Шов між дошками, які щільно пригнані ребрами одна до одної. || Виїмка в будь-якій деталі, в якомусь предметі, куди вставляється виступ іншої деталі, іншого предмета. III -и, ж. , діал. Хуга. IV -и, ж. Психомоторний розлад, що виявляється у поривчастих рухах та діях хворих.
Русско-узбекский словарь
фуга ж муз. фуга (
1 бир музикавий теманинг бир неча овозда изчил такрорланиши;
2 шу усулда такрорлашга асосланган музикавий асар).
Словарь медицинских терминов
(лат. fuga бег) в психиатрии внезапное и кратковременное двигательное возбуждение в форме элементарных движений или действий (раздевание, бег и др.), которое сопровождается сумеречным помрачением сознания; симптом эпилепсии и органических заболеваний ц. н. с.