состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.
Понятие «фрустрация» широко используется в современной психологической и психоаналитической литературе, но представление о фрустрации, как психическом состоянии, способном привести к возникновению невроза, находило свое отражение в классическом психоанализе. Так, при рассмотрении этиологии невротических заболеваний З. Фрейд использовал понятие Versagung, означающее отказ, запрет и чаще всего переводимое на английский язык как фрустрация.
Для основателя психоанализа вынужденный отказ человека от чего-либо и запрет на удовлетворение его влечений соотносились прежде всего с невозможностью удовлетворения потребности любви. Причем он считал, что человек является здоровым, если его потребность любви удовлетворяется реальным объектом, и становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя. Таков один из возможных поводов к психическому заболеванию. Другой тип поводов к заболеванию носит, по мнению З. Фрейда, иной характер, связанный с тем, что человек заболевает не вследствие внешнего запрета на удовлетворение его сексуальных желаний, а в силу внутреннего стремления раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение, когда попытка приспособления к реальности натыкается на непреодолимое внутреннее препятствие. И в том, и в другом случае наступает невротическое расстройство. В первом случае заболевают от переживаний, во втором – от хода развития. «В первом случае задача состоит в отречении от удовлетворения и индивидуум страдает от недостатка сопротивляемости, во втором задача требует замены одного удовлетворения другим и крушение происходит от недостатка гибкости». Такое понимание, по сути дела, фрустрации было высказано основателем психоанализа в статье «О типах невротических заболеваний» (1912).
По мере развития теории и практики психоанализа стало очевидным, что невротические заболевания могут возникать не только вследствие отказа человека от удовлетворения желаний, но и в момент их исполнения, когда он уничтожает возможность насладиться этим исполнением. В некоторых случаях при достижении успеха у человека может появиться неожиданно внутренняя неудовлетворенность после того, как внешняя неудовлетворенность уступает место исполнению желания. Размышляя о «крушении во время успеха», З. Фрейд обратил внимание на внутрипсихический конфликт, возникающий под воздействием сил совести, запрещающих человеку извлечь выгоду из счастливо переменившихся внешних условий. Речь шла о фрустрации, которой оказывался подвержен человек, когда его Я вооружается против желания, как только оно приближается к исполнению. Подобное понимание фрустрированного состояния человека нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916).
Помимо размышлений о фрустрированном состоянии человека З. Фрейд поставил вопрос о том, какими средствами располагает психоаналитик, чтобы сделать скрытый в данный момент конфликт влечения у пациента актуальным. По его мнению, это можно сделать двояким образом: создать ситуации, в которых он станет актуальным, или довольствоваться тем, чтобы поговорить о нем во время анализа и указать на такую возможность. Первой цели психоаналитик может достичь в реальности или в переносе. В обоих случаях аналитик доставит пациенту в известной мере «реальное страдание из-за фрустрации и застоя либидо». Иначе, как подчеркивал З. Фрейд в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), имело бы смысл предписание, что аналитическую терапию следует проводить «в состоянии фрустрации». Но это относится уже к технике устранения актуального конфликта.
Представления З. Фрейда о фрустрации легли в основу тех психоаналитических концепций, в соответствии с которыми фрустрация с необходимостью вызывает враждебность, является источником инстинктивного напряжения и становится причиной невротической тревоги. Одни психоаналитики стали придерживаться подобного понимания роли фрустрации в возникновении враждебности, агрессивности человека и его психического заболевания. Другие не разделяли подобные взгляды на фрустрацию. К последним относится немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952), которая в работе «Новые пути в психоанализе» (1936) подвергла критике фрейдовское представление о фрустрации.
На основе анализа теории либидо К. Хорни пришла к следующим положениям: тот факт, что невротический человек чувствует себя фрустрированным, не позволяет делать обобщения о предопределяющей роли фрустрации в заболевании; как дети, так и взрослые могут переносить фрустрацию без каких-либо враждебных реакций; если фрустрация воспринимается как унизительное поражение, то проистекающие из нее враждебные реакции являются откликом не на фрустрацию желаний, а на то унижение, которое индивид субъективно переживает; человек не только может переносить фрустрацию удовольствия намного легче, чем полагал З. Фрейд, но и способен даже «предпочесть фрустрацию, если она гарантирует безопасность»; доктрина фрустрации в значительной мере способствовала «снижению потенциала психоаналитической терапии».
Американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1982) уделил особое внимание соотношению между фрустрацией и агрессивностью. В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он подверг критике фрустрационную теорию агрессивности. Подчеркнув то обстоятельство, что «ни одно важное дело не обходится без фрустрации», он, подобно К. Хорни, придерживался точки зрения, согласно которой опыт жизни не подтверждает предположение о непосредственной связи между фрустрацией и враждебностью, поскольку люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивных реакций. Словом, фрустрация не ведет к росту агрессивности. В действительности, как считал Э. Фромм, «важную роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, которая в зависимости от общей обстановки может быть различной».
В целом Э. Фромм исходил из того, что важнейшим фактором для определения последствий фрустрации и их интенсивности является характер человека и именно от него зависит, «во-первых, что вызывает в нем фрустрацию, и, во-вторых, насколько интенсивно он будет реагировать на фрустрацию».
Австрийский психотерапевт В. Франкл (1905–1997) ввел в психоаналитическую литературу понятие «экзистенциальная фрустрация», означающее, что фрустрированным может быть не только сексуальное влечение, но и стремление человека к смыслу. Он считал, что экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Речь шла о специфическом «ноогенном» (в отличие от психогенного) неврозе, связанном с моральными конфликтами и духовными проблемами человеческого существования, в числе которых «экзистенциальная фрустрация часто играет большую роль».